Иерусалимский синдром развивается у тех туристов и паломников, чья
хрупкая психика не выдерживает восторга и потрясения от встречи с
Вечным Городом. Проявляется данное заболевание в том, что человек,
проникнувшись святостью здешних мест, впадает в состояние сильной
экзальтации. А иногда объявляет себя пророком, посланным на Землю с
определенной миссией. И принимается демонстрировать соответствующее
поведение…
В
Иерусалимской психиатрической больнице «Кфар-Шауль» существует даже
специальное отделение, куда регулярно доставляют пациентов с
иерусалимским синдромом — жертв собственной впечатлительности — до
шести десятков человек в год. Однако, в преддверии Миллениума, здесь
был настоящий «аншлаг». Тогда госпитализировали по несколько новых
Мессий в день, и мест для всех катастрофически не хватало.
Это
при том, что речь идет лишь о туристах, отличившихся особо буйным
поведением в общественных местах. Ведь тот, кто, вдруг осознав себя
пророком, продолжает вести себя тихо и мирно, в вышеупомянутое лечебное
заведение может и не попасть.
Самсон, раздирающий пасть льву
Среди
пострадавших от «Иерусалимского синдрома» – турист из Америки,
вообразивший, по приезде на Святую Землю, что он — библейский герой
Самсон. Тот самый, который за свою сверхчеловеческую силу был прозван
Неистовым. Это именно Самсон однажды разорвал пасть льву (кто был в
Петергофе, наверняка помнит знаменитый фонтан, отображающий это
драматическое событие). В другой раз он вырвал массивные городские
ворота и долго с ними носился, пока не закинул их на вершину горы. А
еще как-то раз Неистовый силач переколотил тысячу врагов, орудуя при
этом ослиной челюстью – ничего более подходящего под рукой не оказалось.
Так
вот. Возомнивший себя легендарным Самсоном американский турист тоже был
очень силен. Решив немного поразмяться, а заодно «навести порядок» у
Стены Плача, он принялся упорно и методично двигать тяжеленные каменные
блоки, которые «неправильно» стояли.
Самопровозглашенного
Самсона доставили в психиатрическую лечебницу, где он, кстати говоря,
надолго не задержался: сумел вырваться и, разбив окно, выскочить на
улицу. Потом, правда, все же был схвачен санитарами, благополучно
излечен и отправлен на родину.
«Святой сапожник» и другие
Не
прошла бесследно встреча с Иерусалимом и для обувщика из Германии.
Кстати, его историю знакомства с Вечным Городом в своем романе
«Вечерний звон» описывает Игорь Губерман.
Тот почтенный немец,
едва ступив на Святую Землю, так впечатлился увиденным, что объявил
себя «Святым сапожником», призванным стать великим пророком. Вскоре и
он был препровожден в «Кфар-Шауль».
Еще одна жертва
«Иерусалимского синдрома» – немолодая шведка, учительница и психолог по
образованию, — о ней тоже упоминает Губерман в своей книге.
Войдя
в Старый город через Яффские ворота, эта кроткая и спокойная с виду
женщина внезапно остановилась, в ужасе замерев: на крыше одного из
домов стоял и смотрел на нее не кто иной, как сам дьявол. Затем он
стремительно переместился вниз и принялся входить в проходящих мимо
людей. Между тем, пожилая шведская туристка ощутила невероятный прилив
сил, почувствовала в себе готовность вступить в рукопашную схватку с
сатаной. Недолго думая, она набросилась с кулаками на полицейского, в
обличии которого, как ей показалось, и пребывал в ту минуту нечистый.
Стены
Иерусалимской психиатрической больницы видели «Иоанна-крестителя»,
«Деву Марию», «пророков Даниэля и Элиягу» и многих других выдающихся
личностей. В числе прочих — «Царь Давид» из Калифорнии. Он в Израиле
уже не первый год. Приехал в составе туристической группы, да так тут и
остался. С тех пор этого одетого в белую тогу и позолоченную корону
человека ежедневно можно наблюдать на улицах Иерусалима, где он
проповедует и поет псалмы.
Группа риска
У большей части
жертв данного синдрома те или иные отклонения в психике наблюдались и
до приезда в Иерусалим. Таких людей, по данным медиков «Кфар-Шауль»,
опубликованным в British Journal of Psychiatry в 2000 году, – 85-90%. И
лишь 10-15% составляют те, кто ранее никогда не обращался за
психиатрической помощью.
Как правило, симптомы «иерусалимского
синдрома» демонстрируют люди верующие, те, для кого встреча с городом,
хранящим память о событиях Ветхого и Нового завета, была долгожданной и
очень значимой. Ситуация усугубляется, если путешественник к тому же —
человек чересчур эмоциональный и впечатлительный.
Реализовав свою мечту, приобщившись к реликвиям Святой Земли, такой турист вполне может впасть в религиозный экстаз.
Если
паломники приезжают в Израиль в составе многочисленной группы, то
«заболев» Иерусалимом, они стремятся уединиться, «отколоться» от
коллектива. Другие типичные признаки религиозной одержимости —
бессонница и потеря аппетита. Кроме того, многие начинают совершать
ритуальные омовения, переодеваются в особые одежды (чаще всего
заворачиваются в позаимствованные из отеля простыни) и отправляются проповедовать.
А вообще, «Иерусалимский синдром», в той или иной степени поражает всех, кто оказался в этом великом городе. Конечно, далеко не каждый, его посетивший, пойдет по древним улицам петь псалмы, завернувшись в казенную белую простынку. Таких людей единицы. Но трепет, волнение и приток благодатных сил оттого, что Библия начинает оживать на его глазах, испытывает, пожалуй, каждый.
Побывать в Израиле и не «подхватить» «Иерусалимский синдром» — вряд ли такое возможно. Все дело лишь в степени заболевания.
Новое у друзей: Смотреть в реальном времени - Онлайн Камеры ГИБДД Волгоград и в записи.