Наш Карачев - Информационный портал города и области

Вход на сайт

Статистика



Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0

Карачев - Библиотека, Заря, статьи, обзоры.

Главная » Статьи » Обзорные » Культура

Можно ли соединить импрессионизм с японским искусством
Как-то довелось мне писать статью про парк А. Ситроена в Париже. Парк этот находится на месте, где раннее располагался завод по производству автомобилей «Ситроен». Теперь это место называется набережной А. Ситроена, а до Первой мировой войны – набережной Жавель (Le Quai De Javel).

До 1860 года была здесь деревня, ближний пригород Парижа. Но и после присоединения к столице мало что изменилось: огороды, рыбачья пристань, которую со временем облюбовали гребцы и просто выезжающие на пикник парижане.

Стучал я, значит, стучал по клавишам, и вдруг одолело меня любопытство: а не сохранились ли фотографии или же рисунки этой самой набережной Жавель тех еще времен? Начал искать в Интернете, хотя надежды было немного. Но всемогущий Гугл вернулся с добычей.

Найденная картинка производила странное впечатление. Мягкие пастельные краски литографии и четко прорисованные контуры создавали неожиданный и никогда раннее не виданный эффект. Капустные грядки, железнодорожные пути и паровоз на них, будка то ли стрелочника, то ли огородника на переднем плане, а вдали – улица, по которой снуют конные экипажи. Сугубая проза жизни почему-то выглядела фестивалем. Уж не розоватый ли тон литографии тому причиной? Или?.. Точно! Вдали высилась Эйфелева башня. Именно она, попадая в поле зрения, превращала будни в праздник.

Так я впервые столкнулся с очаровательными литографиями французского художника Анри Ривьера (Henri Rivière) (1864 – 1951). Имя это не столь известно, как имена О. Ренуара или Г. Курбе. Хотя свой след во французском искусстве Анри Ривьер, без сомнения, оставил.

Стремление к рисованию Анри почувствовал уже в детстве. Но по окончании учебы он по настоянию матери устраивается в магазин, где продает страусиные перья. Оказывается, в то время в безумном городе Париже этот товар имел спрос и вполне мог прокормить торговца. Но торговая карьера не пришлась Анри по вкусу. В 1884 году, получив небольшое наследство, он вместе с братом уезжает в Бретань и влюбляется в этот край. А по возвращении начинает жизнь бедного художника. Снимает маленькую комнату и ежедневно обучается рисованию, у друга детства, художника Поля Синьяка (Paul Signac) (1863–1935), впоследствии довольно известного импрессиониста.

Вскоре Ривьер становится своим в среде авангардных художников. В это же время искусство начинает его кормить. В 1881 году на Монмартре открылось знаменитое кабаре «Черный кот» («Le Chat Noir»). По словам хозяина кабаре Родольфа Сали (Rodolphe Salis) (1852–1897), «Чёрный кот» было необычное кабаре, где посетители со всех уголков мира могли по-простецки познакомиться с известнейшими людьми Парижа. Для поддержания престижа заведения с 1882 года начал выходить журнал «Чёрный кот». В журнале участвовали поэты и шансонье, сочинявшие интермедии и репризы для кабаре, а иллюстрации делали художники-декораторы. Помощником редактора этого журнала стал А. Ривьер. Кроме того, он оформил оригинальный театр теней, выступления которого стали «изюминкой» «Черного кота». Одновременно А. Ривьер начинает всерьез заниматься гравюрами, офортом и литографией.

В 1895 году художник женился и смог осуществить заветную мечту, купить дом в Бретани, где он с супругой проводил все лето. Здесь же А. Ривьер начинает работать над цветными литографиями из серии «Красоты Бретани» и «Виды природы».

В 1897 году Ривьер обнаруживает в Париже магазин, который специализировался на продаже предметов японского искусства. В этом магазине собирались коллекционеры японского искусства. Анри вошел в этот жизнерадостный кружок, а после и сам решил открыть подобный магазин.

Япония всегда была для европейцев страной чудесной и непонятной. Японские товары завозились в Европу голландцами, для которых единственных эта страна была открыта. Продавались они «на ура» и недешево. Уже в 18-м веке, например, голландская Ост-Индская компания вовсю торговала японскими кимоно. Эту женскую одежду в Европе носили мужчины. Кимоно служили им домашними халатами. Немного напоминает смешные случаи, когда после Второй мировой войны в Германии жены советского комсостава облюбовали комбинации в качестве нарядных вечерних платьев. А в конце 19-го века во Франции, как и во всей Европе, утвердилась стойкая мода на японскую экзотику. Так что магазин А. Ривьера не прогорел.

В 1889 году судьба сталкивает французского художника-импрессиониста с коллекционером живописи из Японии Тадамаса Хаяши (1851–1906). В это время Париж становится главным рынком по продаже произведений изобразительного искусства и на этой ярмарке можно было встретить коллекционеров со всего мира. В Париже, к примеру, покупали картины для своих знаменитых коллекций русские собиратели И.А. Морозов (1871–1921) и С.И. Щукин (1854–1936). Именно благодаря им в России нынче находится крупнейшая коллекция работ импрессионистов.

С помощью А. Ривьера Хаяши приобрел для своей коллекции работы Коро и Дега, а также несколько картин самого Ривьера. В их числе были 4 панно под названием «Четыре времени года». В 1905 году Хаяши уехал в Японию и оставил А. Ривьеру деньги, для того чтобы тот по собственному вкусу закупил для его коллекции еще несколько произведений парижских художников. Анри Ривьер выполнил этот заказ, картины ушли в далекий Токио. Однако в 1906 году Хаяши умер, так и не увидев этих работ.

Будучи довольно основательно знакомым с японским искусством, Анри Ривьер, конечно, знал о серии гравюр на дереве «36 видов горы Фудзи», изготовленной еще в 1830 году японским художником Кацушика Хокусаем (1760–1849). На гравюрах изображались сцены из японской жизни, и в каждой гравюре фоном непременно служила гора Фудзияма.

Впрочем, многие европейцы, разглядывавшие гравюры Хокусая, про Японию только и знали, что есть там такая величественная, всегда покрытая снегом, гора. Поэтому именно Фудзи различали они в первую очередь на гравюрах Хокусая. А вот вся чудесная и непонятная жизнь чудесных и непонятных японцев была как раз фоном, на котором существовала великолепная гора. Чуть попозже, в 1850-х годах, серию гравюр под тем же названием «36 видов Фудзи» выпустил другой японский художник, Хиросигэ (1797–1858).

Как бы перекликаясь со знаменитыми японцами, в 1902 году Анри Ривьер выпустил серию цветных литографий «36 видов Эйфелевой башни». Только в центре гравюр Ривьера – не природное чудо, а чудо рукотворное, уже прочно ставшее символом столицы Франции. На фоне этого чуда обыденная жизнь большого города становится чудесной и немного загадочной.

Без сомнения, Эйфелева башня – главный символ Парижа. Едва ли не с того момента, как эта стройная стальная дама уверенно заняла свое место, художники бросились изображать ее в самых различных ракурсах и самыми различными способами. Так что очень скоро придумать что-либо оригинальное стало невозможно.

Анри Ривьер невозможное совершил. Эйфелева башня на его литографиях предстает в совершенно неожиданном виде – как деталь пейзажа, то в центре листа, то едва видная, где-то с краю. И везде она – метафора Парижа. Везде ее присутствие сигнализирует – это Париж, столица мира, праздник, который всегда с тобой, как обмолвится лет через двадцать один не просыхающий от рома американец.

На заметку: Поиск компаньонок, гувернанток - одесса домработница, ресурс где можно найти помощника в дом, надежного, который, как в старые времена сможет стать почти членом семьи.
Категория: Культура | Добавил: witkom (29.11.2011)
Просмотров: 718
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш Карачев Информационный сайт о Карачеве и Брянском регионе. Газета Заря Карачевского района Брянской обл.
Карачев фото, видео, история, справочная. Сайт открыт 15.02.2009.