Наш Карачев - Информационный портал города и области

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Статистика



Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Карачев - Библиотека, Заря, статьи, обзоры.

Главная » Статьи » Обзорные » Культура

Музыка Средневековья
Вопрос «деления» исторических эпох – неоднозначный, о нем спорят уже не менее века. Но в данном случае проще пользоваться общепринятой схемой: исходный рубеж Средневековья связан с падением Западной Римской империи. Средневековье – огромная историческая эпоха, и сейчас речь пойдет только о Западной Европе.

Удивительное дело произошло с музыкой. Во-первых, раннее Средневековье демонстративно не замечало наследия античности. (Возвращение к ценностям и идеям эллинистической культуры произошло только в эпоху Возрождения. Зато интерес к культуре Средневековья вспыхнул совсем недавно и перешел в наш, XXI век).

Во-вторых, на протяжении многих веков музыка звучала только в церкви. То есть единственные сохранившиеся письменные музыкальные памятники родились в церкви и известны благодаря церкви. Очевидно, что народная музыка существовала и как-то взаимодействовала с духовной. Но о народной музыке известно немного, а светской, видимо, практически не существовало – она расцвела только через несколько веков.

Как чувствовал себя и воспринимал мир человек Средневековья? Он нисколько не напоминал человека античного мира. Человек Средневековья, образно говоря, жил на пороге Чистилища. Это был глубоко религиозный человек. И весь характер средневековой культуры, искусства и образования определяется зависимостью от христианской церкви.

Но раннехристианская музыка не могла появиться ниоткуда. Были унаследованы приемы псалмодии из ритуального древнеиудейского пения, склад ряда песнопений восходит к музыкальным традициям Сирии, Армении и Египта. Воспринимая образцы древней культовой музыки, безвестные церковные композиторы перерабатывали их, создавая то, что дошло до наших дней.

Но не все остались безвестными. Некоторые имена первых «композиторов» известны и даже многим знакомы. До сих пор в некоторых районах (Милан в Италии) используется так называемое амвросианское пение, полностью дошел и повсеместно остался (в католицизме) григорианский хорал – и то, и другое названо по имени двух крупных церковных деятелей.

Епископ и папа


Амвросий (ок. 340–397) – епископ, креститель блаженного Августина, святой католической и православной церкви. Авторитет Амвросия был столь велик, что его «слушались» императоры, а народ приписывал ему многочисленные чудеса, в том числе и то, что он воскресил умершего мальчика.

Св. Амвросий Медиоланский запрещает императору Феодосию войти в церковь. Ван Дейк. Национальная галерея, Лондон
Св. Амвросий Медиоланский запрещает императору Феодосию войти в церковь. Ван Дейк. Национальная галерея, Лондон
Как «музыкант», святой Амвросий известен созданием так называемого антифонного пения (используется до сих пор). А также ему приписывается авторство некоторых гимнов. С одним его гимном может быть знаком человек, далекий от всех религий – это гимн Te Deum («Тебя, Бога, хвалим»). Дело в том, что через полторы тысячи лет французский композитор Марк-Антуан Шарпантье написал свою музыку к словам, а еще через несколько веков Прелюдия к этому гимну стала музыкальной заставкой Евровидения (чем сейчас и является).

Григорий I Великий (ок. 540–604) – папа римский, почитается католической и православной церковью («Двоеслов»).

Григорий Великий тоже известен как один из учителей церкви. А также как основатель григорианского хорала (по его имени) – традиционного литургического пения римско-католической церкви. Авторство большинства песнопений приписывается именно Григорию.

Григорианский хорал поют сейчас, он же лег в основу уже многоголосной европейской музыки. Позже он стал называться cantus planus – кантус планус – «ровное пение». Из этого «кантус» – песня – родилось слово «шансон».

Ноткер Заика. Средневековый манускрипт
Ноткер Заика. Средневековый манускрипт
В конечном итоге весь (католический) мир был охвачен единообразным музыкальным стержнем богослужения (с некоторыми вариациями на севере Италии и в Испании). В настоящее время к григорианскому хоралу вспыхнул уже новый интерес, так сказать «светский»: кроме богослужебной практики, его используют представители поп- и рок-культур (Enigma и другие).

Один из известных авторов гимнов – монах Ноткер Заика (840–912 годы). Он считается создателем около полусотни гимнов-секвенций. Монаху Гвидо Аретинскому человечество обязано появлению известной нам записи нот.

Судный день – День гнева


Многие христианские хоралы и гимны впоследствии разрабатывались крупнейшими композиторами, некоторые стали фактически культурным достоянием человечества. К таким гимнам относится знаменитый «День гнева» (Dies Irae). Его до сих пор поют как часть некоторых служб, его активно использовали композиторы в своем творчестве, его продолжают использовать поп-музыканты и авторы киномузыки.

Автором гимна считается францисканский монах и поэт Фома Челанский (это уже XIII век, 1200–1265 годы). Этот гимн можно услышать в музыке Берлиоза, Листа, Верди, Сен-Санса, Рахманинова – причем, не единожды, Шостаковича. Кого интересует поп-культура, могут послушать песню «La mort» Жака Бреля, испанскую рок-группу Dark Moor или испанскую же Mägo de Oz, немецкую готик-метал-группу Aeternitas, итальянскую рок-группу Rhapsody of Fire, шведскую блэк-метал-группу Dissection, голландскую симфоник-метал группу Epica, и так далее.

«Где-то в доме (хотя, может, это ему приснилось) хор запел Dies Irae в кантус плянус».
(Пинчон Томас, американский писатель-постмодернист, лауреат Национальной книжной премии, роман «V».).

Не только хоралы Средневековья оказали влияние на дальнейшее развитие музыки. Многие темы и сюжеты оказались востребованы в дальнейшем. Текст и идея Судного дня активно использовался в литературе: от Вальтера Скотта и Гёте до Курта Воннегута и Умберто Эко («Имя розы»). У Оскара Уайльда есть Сонет «На пение Dies Irae в Сикстинской капелле», в «Призраке оперы» мастера французских детективов Гастона Леру сам Призрак использует этот гимн.

Средневековые «ужастики»


Питер Брейгель Старший, Триумф смерти. Музей Прадо, Мадрид
Питер Брейгель Старший, Триумф смерти. Музей Прадо, Мадрид
Еще один из наиболее популярных сюжетов – Пляска смерти. Этот аллегорический сюжет из драмы и живописи перешел позже в музыку и в кинематограф (Ф. Лист, К. Сен-Санс, М. Мусоргский «Песни и пляски смерти», Д. Шостакович, рок-группы – в музыке, также фильмы «Правила игры» Жана Ренуара, «Седьмая печать» Бергмана, «Рим» Ф. Феллини и так далее). У Стивена Кинга есть книга «Пляска смерти» («Danse Macabre») о жанре ужасов. Не от Средневековья ли пришла к нам эта тема в виде романов-ужасов, фильмов ужасов?

Также интересен, по-видимому, спектакль белорусской театральной группы DiGrease’s Buffoon Theatre (Плутовской театр), работающий в стиле карнавальной уличной культуры Средневековья. Спектакль также называется «Пляска смерти» («Danse Macabre»).

Что касается вообще смеховой культуры Средневековья – это отдельная тема, она хорошо освещена в книгах философа М. Бахтина. Человечество всегда любило посмеяться, в том числе и над тем, что считалось священным.

Монахи, поющие во время богослужения. Миниатюра, около 1430 г.
Монахи, поющие во время богослужения. Миниатюра, около 1430 г.
Издавна известен ритуал Ослиной мессы (или Ослиной обедни). Сюжет – евангельский (осел с Марией и младенцем на пути в Египет). Известна фраза, с которой народ обращался к ослу: «Сир, да вы всего лишь осел, шли бы вы лучше куда подальше!». «Ослиную прозу» написал в XIII веке архиепископ Пьер Корбейль.

Из восточных стран
Прибыл к нам осел,
Сильный и красивый,
Годный для поклажи.
Эй, господин осел, спойте,
Откройте прекрасные уста,
Получите вволю овса и сена
.

Музыка «Ослиной прозы» носила чуть ли не танцевальный характер. Народная стихия вторгалась в музыкальную культуру Средневековья. А сама эта культура вызывает сейчас острейший интерес во всем мире – не только в среде профессиональных музыкантов, но даже более в среде рок- и фолк-музыкантов. Почему – сложный вопрос и особая тема.

Возвращаясь к Средневековью, нужно сказать, что музыка в Восточной Римской империи отличалась от той, которая сформировалась в Западной Европе. О древнерусском духовном пении можно прочитать здесь.

О трубадурах и любовной лирике можно будет прочитать в следующий раз. А послушать что-нибудь «средневековое» можно в комментариях.

У друзей: Интересная работа в Европе по вашим профессиональным навыкам.
Категория: Культура | Добавил: witkom (31.08.2011)
Просмотров: 1004
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш Карачев Информационный сайт о Карачеве и Брянском регионе. Газета Заря Карачевского района Брянской обл.
Карачев фото, видео, история, справочная. Сайт открыт 15.02.2009.