Главная » Статьи » Обзорные » Интересное |
Завершая «научно-популярную» тему, хочу коснуться еще одного ее аспекта. Смотрел я недавно лекцию о примитивных народах. Кроме интересных фактов, мое внимание привлекли суждения автора. А именно: оторванность научного знания от жизни, от реального опыта самого ученого! Такое впечатление, что есть два альтернативных «Я»: «ученый» и «обычный человек». И между собой эти личности опытом не делятся. То, что у многих представителей наук о человеке научные знания не проецируются на реальную жизнь, известно. Психологи, медики, педагоги легко «забывают» о профессиональных знаниях, коснись дело их повседневной жизни. Недовоспитанность и недоученность собственных детей педагогов, недолеченность родственников врачей – нередкие явления. На психфаке этому была посвящена отдельная тема… Случается иное: ученый мыслит сугубо «научно», а обычный здравый смысл и свой же жизненный опыт никак к объекту изучения не прилагается. Кстати, «приложение» его не противоречит историзму мышления! Ведь всему свое место. Меняются ориентиры и установки, процессы же мышления одинаковы. В нашем примере речь шла о первобытных и примитивных народах. Антрополог говорила о сложности изготовления каменных и деревянных орудий, о длительности обучения этому ремеслу. Что ребенок учится этому целых 5–6 лет, делая особый акцент на «обучении» и его сложности. Было и другое... Но и этого достаточно для примера, ведь подобные акценты весьма типичны. Особенно в научно-популярных материалах. Мой пример из образовательного проекта «ACADEMIA». Что же не так? Объективно автор прав: это ремесло очень непростое, требует серьезного обучения! Но как именно ученый видит и преподносит этот процесс? Ведь (речь об общественных науках: истории, социальной антропологии, психологии) мы не сомневаемся в знании специалистами фактов. А вот при попытке вынести по их поводу суждение, дать оценку... Кажется, что здесь многим ученым отказывает здравый смысл. Словно наука существует отдельно от реальной жизни и состоит в накоплении информации и ее систематизации. А не в понимании и критическом осмыслении знаний. В приведенных примерах об «обучении» говорилось, словно первобытные люди как-то специально выстраивали это обучение действительно сложному делу изготовления орудий. Как будто и нынешние примитивные племена организовывают специальные школы или ПТУ, где подрастающее поколение, сидя стройными рядами, часами учится обкалывать камни и строгать дерево.... А заодно осваивать иные необходимые умения. Но это не так! Обычно никакого «специального обучения» нет. Никто не тратит на это время! Ведь никто на селе особенно не обучал вести хозяйство, петь и танцевать (а народные музыка и танцы бывают очень непростыми, и уместно сопоставить процесс обучения танцу и изготовлению каменного орудия!), принимать роды... Ребенок просто постоянно пребывает в культурной традиции и, участвуя в деятельности старших, научается, сам того не замечая. А «целые 5–6 лет», потребных для освоения нелегкого искусства изготовления орудий? Представляется чуть ли не вуз, где сидят и отрабатывают техники обкалывания камней под строгую диктовку наставника юные кроманьонцы! Да, и такое обучение необходимо. И сейчас сложным, требующим особой точности приемам хозяйствования обучают тщательнее, специально. Но в основном учатся спонтанно, без особых усилий и принуждения. Ребенок смотрит, помогает, играет, подражает – и научается. У некоторых нынешних «примитивных» народов нет разделения жизни на работу и отдых, на занятия хозяйством и общение с друзьями. Жизнь не делится на части: обременительную работу, обеспечивающую выживание, и «потехи час». И у взрослых, и у детей не очень разделяются труд и отдых, игра и учеба. Все происходит параллельно. Люди приходят помочь соседям строить жилище. Это не только работа, но и возможность пообщаться. И поди угадай, что важнее для участников? А потребные для обучения годы – это просто время, когда ребенок взрослеет! Занятно, что ученый не проводит никакой параллели с собственной жизнью, собственным опытом. Ведь наши собственные дети взрослеют и осваивают элементарные, казалось бы, бытовые навыки за такое же время. А вот дальше современным детям приходится именно учиться, это становится особой деятельностью. Это – отличие нашей культуры, где профессиональная деятельность обычно отделена от повседневной жизни, от совместной жизни в семье, от быта. Только нашим детям этого недостаточно для взрослой жизни. Им нужно еще учиться и учиться, так что процесс обучения современного человека занимает куда больше времени! Но никого это почему-то не удивляет. И с придыханием не говорят о невероятных, если вдуматься, сроках подготовки к самостоятельной жизни. Ну подумаешь, 15–20 (и больше) лет на получение необходимых знаний и навыков! То ли дело 5–6 лет у примитивного народа! Да и не столь примитивного, ведь в средние века могли вступать в брак, по нашим меркам, подростки! И выходить на поле битвы. Вроде бы (хотя здесь могу ошибаться!) это человек еще не вполне взрослый, но в любом случае уже обладающий большей частью необходимых в дальнейшей жизни знаний и умений. Дальше они совершенствуются, накапливается опыт – но разве не то же происходит с современным выпускником вуза? Почему-то эта параллель между обучением и развитием современных и древних людей упускается. Хотя разница между ними и нами в этом плане не столь качественная, сколь количественная! Но без связи между наукой и реальной жизнью научные знания существуют и развиваются как бы сами по себе, иногда не соотносясь со здравым смыслом. А за формальным наукообразием не видно (в т.ч. и самим ученым) реального человека! На заметку: Портал с оригинальным названием "странные люди" из странного мира рассказывает не только очень интересное но и о полезном для всех Немного странных и не очень на своем сайте http://странные.рф/ | |
Категория: Интересное | Добавил: witkom (02.03.2014) | | |
Просмотров: 775 |
Всего комментариев: 0 | |