Главная » Статьи » Обзорные » Культура |
Не знаю, рисовали ли вы когда-нибудь свастику, а вот пентаграмму чертили точно. А чего бы и не начертить? Превосходная фигура: одним движением – раз! – и замкнули пять линий. Да-да, пентаграмма – это не что иное, как всем знакомая с детства пятиконечная звездочка, которую многие из нас носили в бытность советскими октябрятами. Дословно с греческого «пентаграмма» и переводится как «пять линий». Греки еще называли ее «пентальфой», так как в ней можно было рассмотреть пять букв «А». Ну, а если вы будете чертить этот символ с «магическим умыслом», то уместнее называть его «пентаклем». Пентаграмма обрела популярность уже в культуре самых ранних цивилизаций – таких Древний Египет, Шумер и Вавилон. Замкнутость и гармоничность символа сделала его одним из самых распространенных оберегов. Пентаграмму чертили на дверях магазинов, складов, домов и даже на детских колыбелях. Плюс ко всему этот символ чуть ли не с самого начала его «карьеры» сопутствовал мистическим учениям. Немалую роль здесь сыграл древнегреческий математик Пифагор. Фанатик своего дела, он придал математике вид настоящей мистической философии и прославился созданием одной из первых греческих тайных школ. О великих тайнах, хранимых этой школой, достоверно известно мало, но считается, что символом пифагорейцев была именно «восхитительная» пентаграмма. Пифагор считал эту фигуру совершенной не только в геометрическом (соразмерность, замкнутость, «золотое сечение»), но и в мистическом отношении, так как она была комбинацией чисел «2» (символ женского земного начала) и «3» (символ начала мужского небесного), т.е. своеобразным воплощением духовно-телесной гармонии. Недаром в античном мире этот знак стал символом здоровья, сопутствовал богине Гигиее (Гигиене), а нарисованный с буквами S, A, L, V, S обозначал здоровье и пять чувств. Вписанная в круг, пентаграмма символизировала 5 лет молчания – необходимого условия неофита в школе пифагорейцев. И это еще не всё. Также пифагорейцы считали, что первобытный хаос во время создания мира был помещен в пять убежищ, которые находятся в царстве тьмы – Тартаре. Поэтому пентаграмма считалась еще и источником мудрости. С тех пор этот знак стал кочевать по всяким тайным обществам и кастам: от гностиков – к алхимикам, от алхимиков – к масонам. Впрочем, и традиционные религии не чуждались пентаграммы. У иудеев она символизировала Тору (Пятикнижие). Также считалось, что пентаграмма была на печати мудрейшего царя Соломона, по преданию заложившего не только Иерусалимский храм, но и основы Каббалы. У христиан же пентаграмма символизировала пять ран Христа и Христово Преображение, а у мусульман – соединение пяти основных столпов религии и пять ежедневных молитв. Защитные оберегающие свойства пятиконечной звездочки сделали ее весьма популярной в магических ритуалах. Нацарапанная на дверях, балках и порогах домов пентаграмма гарантировала надежную защиту от проникновения в жилище злых духов. Однако чертить пентаграмму следовало аккуратно: слева-направо и ни в коем случае не допускать разрывов, как это случилось со знаменитым доктором Фаустом в поэме И.В. Гете: «Ф а у с т. …Ступай. В твоем распоряженьи Окно, и дверь, и дымоход. М е ф и с т о ф е л ь. Я в некотором затрудненьи. Мне выйти в сени не дает Фигура под дверною рамой. Ф а у с т. Ты испугался пентаграммы? Каким же образом тогда Вошел ты чрез порог сюда? Как оплошал такой пройдоха? М е ф и с т о ф е л ь. Всмотритесь. Этот знак начертан плохо. Наружный угол вытянут в длину И оставляет ход, загнувшись с края». Маги же и колдуны, вызывая нечистых духов и воскрешая мертвецов, стояли посредине пентаграммы, стараясь не выдаться за ее границы ни единой частью тела. В 1531 г. Корнелий Агриппа в своей «Оккультной философии» (возможно, насмотревшись на знаменитую картину человека Леонардо да Винчи) вписал в звезду фигуру человека. Пентаграмма стала считаться воплощением цельной человеческой личности («человеческого макрокосма»). Четыре луча (руки и ноги) символизировали четыре стихии (воздух, огонь, воду и землю), а пятый (голова) – духа, который над этими стихиями властвует. А. Платонов в повести «Чевенгур»: «Другой прочий приходил интересоваться советской звездой: почему она теперь главный знак на человеке, а не крест и не кружок? ...Чепурный брал в руки звезду и сразу видел, что она – это человек, который раскинул свои руки и ноги, чтобы обнять другого человека, а вовсе не сухие материки. Прочий не знал, зачем человеку обниматься. И тогда Чепурный ясно говорил, что человек здесь не виноват, просто у него тело устроено для объятий, иначе руки и ноги некуда деть. «Крест – тоже человек, – вспоминал прочий, – но отчего он на одной ноге, у человека же две?». Чепурный и про это догадывался: «Раньше люди одними руками хотели друг друга удержать, а потом не удержали – и ноги расцепили и приготовили». У масонов пентаграмма называлась «Пламенеющая Звезда», так как рисовалась с пучками пламени по краям лучей. В ее центре располагалась буква «G», которую трактовали по-разному: гнозис (греч. «знание»), готт (нем. «Бог»), глуар (фр. «слава»). Знак «Пламенеющей Звезды» масон получал, дойдя до степени Подмастерья (Компаньона). Здесь она символизировала личность, достигшую духовного «озарения», свободную от предрассудков. Первая серьезная тень упала на пентаграмму в 1312 году, когда французский король Филипп IV Красивый, позарившись на деньги тамплиеров, убедил папу Клемента V начать судебный процесс над этим могущественным рыцарским орденом. Официальный повод был традиционным – обвинение в ереси. И в результате искусных инквизиторских допросов несчастные рыцари «выдали» такие страшные байки о проводимых ими сатанинских обрядах, что ими до сих пор «кормятся» современные оккультисты. Так в показаниях тамплиеров пентаграмма впервые приобрела сатанинские черты, будучи символом, который якобы носил козлоподобный идол Бафомет. Только в XIX веке усилиями известного мистика Элифаса Леви пентаграмма впервые четко раздвоилась на «беломагическую» (острием вверх) и перевернутую «черномагическую» (острием вниз), которая символизировала извращенную человеческую природу. Э. Леви «Учение и ритуал Высшей магии»: «Это Звезда Магов; это знак Слова, создавшего плоть, и, согласно направлению ее лучей, этот абсолютный магический символ представляет упорядоченность, либо беспорядок, Священного Ягненка Ормузда и Святого Иоанна, либо проклятого Козла Мендеса. Это освящение или профанация; это Люцифер или Венера, звезда утренняя или вечерняя. Это Мария или Лилит, победа или смерть, день или ночь. Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет Сатану в виде козла на шабаше; когда восходит один конец – это знак Спасителя». Впоследствии «звезда Бафомета» стала официальным символом церкви Сатаны А. Ла Вэя, основанной в 1966 году. А в 1983 году перевернутая пентаграмма с вписанной головой козла стала… официально зарегистрированной торговой маркой! Так что поаккуратнее с авторскими правами, отечественные сатанисты. На заметку: Изготовление печатных плат на http://www.berelcom.ru/produce/PCB.html | |
Категория: Культура | Добавил: witkom (09.11.2011) | |
Просмотров: 714 |
Всего комментариев: 0 | |