Наш Карачев - Информационный портал города и области

Вход на сайт

Логин:
Пароль:

Статистика



Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Карачев - Библиотека, Заря, статьи, обзоры.

Главная » Статьи » Карачевская РайБиблиотека » Познавательная информация

22 июля – 75 лет со дня начала операции «Рельсовая война» (1943 г.)

Летом 1943 года состоялась одна из самых важнейших битв Великой Отечественной Войны – сражение на Курской Дуге. Для победы в этом масштабном сражении нужно было сосредоточить не только воинские силы советской армии: победа ковалась в том числе и в тылу, тылу у немцев. Силы советской и немецкой армий были равны. Потому продумывались все возможности, чтобы ослабить противника. Наше командование, дабы увеличить шансы на успех, решило затруднить поставки боеприпасов, продовольствия немцам. И для этого была разработана операция «Рельсовая война», которая проводилась советскими партизанами на занятых немцами территориях Украинской ССР, Белорусской и РСФСР. Основная задача операции состояла в оказании помощи советским войскам в окончательном разгроме нацистских войск в ходе Курского сражения и дальнейшего продвижения наступления, путем препятствию подвоза материального обеспечения для усиления обороноспособности немецких войск и перенос основных сил немцев для охраны железной дороги. Операция длилась полтора месяца – с 3 августа по 15 сентября 1943 года. Всего в ней участвовало 167 партизанских бригад.

При планировании «Рельсовой войны» у советского командования возникли разногласия. Концепцию операции разработал один из лучших в мире специалист-подрывник полковник И.Г. Старинов. Он делал упор на подрыв именно вражеских эшелонов, приводя в качестве аргумента тот факт, что подрыв состава сразу невосполним, а рельсы враг может легко снова привести в рабочее состояние. Но ему противостоял генерал-лейтенант Пономаренко К.П. В качестве аргумента с его стороны звучал тот факт, что партизаны располагают слишком малым количеством взрывчатки для подрыва столь тяжелых объектов. По итогу спора между двумя командирами руководством было принято решение сосредоточить усилия подрывников именно на железнодорожных путях. И Старинов И.Г. отправился руководить штабом на Украину, а Пономаренко возглавил операцию.

В штабы партизанских отрядов были отправлены специалисты-подрывники для обучения партизан минированию. Снабжение отрядов было возложено на дальнюю авиацию. 14 июля был издан приказ о начале проведения операции. Ее «разбили» на три этапа. Масштаб проводимых действий был огромен и охватывал около тысячи километров с юга на север и примерно семьсот пятьдесят километров с запада на восток. Сама операция была тщательно разработана, у каждого отряда была конкретная цель, все действия был расписаны до минуты. Своеобразной «репетицией» операции стал массовый подрыв рельсов орловскими партизанами 22 июля 1943 года.

С первого дня операции партизаны развернули широкую подрывную деятельность. Одновременно на многих участках железной дороги прогремели взрывы,в том числе и в Карачевском районе. Карачев был важной стратегической базой фашистов – в городе находилась большая товарная железнодорожная станция и завод автозапчастей, который захватчики использовали для ремонта своей бронетехники. По поручению партизан комсомольцы наводили советские бомбардировщики на важные объекты – скопления техники, товарные составы, биржу труда. Ночью студенты высвечивали объекты – сначала фонариками, а потом – ракетами из оружейных складов, оставленных Красной Армией при отступлении. Пользуясь данными подпольщиков, советская авиация, начиная с зимы 1942 года, систематически бомбила военные объекты немцев. В периоды сражений под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге через Карачев непрерывным потоком шли эшелоны с войсками и техникой. По шоссе Брянск-Орёл двигались колонны грузовиков, танков, самоходных орудий. Комсомольцы день и ночь вели наблюдение за дорогами, считали силы врага и передавали данные партизанским отрядам. Многие ребята работали на заводе автозапчастей и железнодорожной станции – тех, кто работал, фашисты не отправляли в Германию. На этих участках подрывная деятельность заключалась в порче деталей машин, танков и железнодорожного транспорта, изготовлении «ёжиков» – колючек для разбрасывания по шоссе. За короткий срок партизанский отряд имени Котовского (действовавшего на территории Суханка,Мылинка,Филосов завод), пустили под откос 4 вражеских эшелона с техникой и живой силой противника, уничтожили три паровоза, 36 вагонов, 12 платформ, 311 немецких солдат и офицеров и 24 грузовых автомашины.

А в ночь на 3 августа, за два дня до освобождения Орла, к ударам по коммуникациям группы армий "Центр" подключились партизаны Белоруссии, Смоленщины, Калининской и Ленинградской областей. 3 августа 1943 года 75000 партизан практически одновременно нанесли удар по железнодорожным путям противника. Более 40000 рельсов было разрушено, и это внесло значительное смятение и хаос в ряды противника. Основной удар был нанесен на группы армий «Север» и «Центр». Немцы долго не могли наладить противодействие диверсиям. Но результат был первого этапа не так блестящ, как можно было бы ожидать. Партизанам-подрывникам центром был спущен план – совершить определенное количество подрывов. Но, тем не менее, за время проводимой операции было выведено из строя 215 тысяч рельсов.

. Источники: 1. Дандыкин, Т.К. Во имя павших и живых: Партизан. борьба на Брянщине, 1941 - 1943 гг. / Т.К. Дандыкин. - Брянск, 2000. - 255, [1] с. : ил.

2. Дандыкин Т.К. Не ставшие на колени : о дружбе и взаимопомощи в борьбе с гитлеровцами на оккупир. Территориях славян. Народов России, Белоруссии и Украины / Т.К. Дандыкин. – Брянск : [б.и.], 2005. – 310 с.

3. Дандыкин, Т.К. Страницы подвига [Текст] / Т.К. Дандыкин. – Тула: Приокское книжное издательство, 1979. – 280 с.

4. Смирнов,А. Путевой обходчик Федор Крылович: укротитель "Тигров" со станции Осиповичи/а.Смирнов//Российская газета.-2018-1 июля.

5. Передельский,Л.Д. Карачев/ Л.Д. Передельский- М.:ООО «Издательство «Спорт и Культура-2000»,2007.-160с.,илл.

6. http://www.istmira.com/drugoe-vtoraya-mirovaya-voyna/13214-operaciya-relsovaya-voyna.html


Категория: Познавательная информация | Добавил: krlib (19.07.2018) | Автор: Антонова Ольга Евгеньевна
Просмотров: 652
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш Карачев Информационный сайт о Карачеве и Брянском регионе. Газета Заря Карачевского района Брянской обл.
Карачев фото, видео, история, справочная. Сайт открыт 15.02.2009.