С образованием единого Российского государства русская культура приобрела особую масштабность. Россия быстро осваивала новые пространства и одновременно создавала новую культуру. Тон задавала, конечно, Москва. Три века Московской Руси – XV, XVI, XVII – это эпоха подъема литературы и искусства. Устойчивые реалии средневековья сочетаются с религиозным и светским миропониманием. Не ушли в прошлое и языческие мотивы. Они по -прежнему питают народную фантазию, украшают русский фольклор, декоративно- прикладное искусство, разговорный и литературный язык.
Московский князь Иван III, стремясь к тому, чтобы русские города заблистали красотой, повелел приступить к грандиозному строительству. Были приглашены в Москву зодчие из Италии, русские градостроители. Знаменитый архитектор Аристотель Фиораванти при Иване III начал строительство Успенского собора в Московском Кремле, который впоследствии, стал главной святыней России. Началась перестройка всего Московского Кремля, затянувшаяся на три десятка лет, и великому князю не суждено было дожить до её окончания. Но многое Иван III успел увидеть своими глазами – это и княжеский дворец, новые башни и ворота Кремля, огромный Государев сад, Грановитая палата. По всей Москве возводились храмы в шатровом стиле: церковь Вознесения Господня в Коломенском; Архангельский собор в Московском Кремле; храм Покрова Богородицы, что на Рву ( известный храм Василия Блаженного ), колокольня « Иван Великий».
Великолепная роспись православных храмов, иконография за три века далеко шагнула вперед. Мирское начало медленно, но верно теснит строгие правила и каноны, свойственные древнерусской живописи. Согретые теплом человеческого сердца, до наших дней сохранились росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, иконы «Одигитрия», « Распятие»; иконы знаменитого художника Симона Ушакова.
К XVII веку мастерство зодчих достигло таких высот, что для русских мастеров уже не было ничего невозможного: и сторожевую башню, и Божий храм, и боярские хоромы они возводили не только прочно и основательно, но и красиво. Это подтверждает деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, Теремной дворец в Кремле, Ростовский Кремль. Нельзя перечислить все известные памятники русского зодчества.
Славилась Русь и своими рукодельниками. Богатство деревянной скульптуры, художественное шитьё, чеканка, кованые предметы обихода, сверкающие драгоценными камнями. В умелых руках мастеров обычные вещи превращались в чудо русского рукоделия.
В 1563 году на средства царской казны была открыта первая типография, во главе которой стоял Иван Федоров – русский первопечатник, ученый-просветитель, изобретатель, художник. Вместе со своим учеником и помощником Петром Мстиславцем напечатали книгу « Деяния святых апостолов » (чаще её называют « Апостол») – это первая печатная русская книга.
Литературным памятником эпохи стала знаменитая переписка Ивана Грозного и князя Андрея Курбского, сохранившаяся до наших дней; « Азбука» дьякона Василия Бурцева, первое географическое описание Московского государства и соседних стран « Книга Большого чертежа», « Житие протопопа Аввакума».
В XVII веке в русской литературе появилось созвездие повестей юмористического характера: « Повесть о Горе- Злочастии», «Повесть о Еруслане Лазаревиче», "Повесть о Фроле Скобееве".В народе было много сложено исторических песен: об атамане Ермаке и взятии Казани, о гневе Ивана Грозного на сына и смерти царевича Дмитрия, о походе казаков на Азов и Стеньке Разине и множество других. Как и в случае почти со всеми литературными памятниками предшествующих столетий, авторы этих повествований неизвестны.
Православная церковь запрещала использовать музыкальные инструменты, а за ослушание артистов ожидало суровое наказание. Но нарушителей всегда хватало, даже Иван Грозный любил слушать музыку скоморохов и не раз отплясывал вместе с ними.
В XVII веке в России были поставлены первые пьесы на сцене. Немец Иоанн Грегори подготовил комедии на библейские темы о царице Эсфири, Адаме и Еве, об Иосифе. В каждой пьесе непременно содержался намек на российскую действительность.
Русский культурный мир не был замкнут - он расширялся, обогащался и был открыт для культур других народов, но держался своей самостоятельной линии национальных традиций.
В читальном зале районной библиотеки экспонируется выставка литературы, посвященная Году культуры в России.
|