Главная » Статьи » Карачевская РайБиблиотека » Познавательная информация |
С приходом к власти Петра I в русской культуре происходит резкий поворот в сторону Западной Европы, что приводит к образованию двух направлений. Теперь сосуществуют на одном пространстве два мира: дворянский, повернувшийся лицом к Западу, и крестьянский, державшийся за традиционные ценности и сохранивший русскую самобытность. Когда-то Москва задавала тон всей культурной жизни страны, со становлением империи эта роль перешла новой столице – Санкт – Петербургу. Этот город часто называли « окном в Европу». Петр I интересовался наукой и техникой, литературой и искусством; это он повелел открыть общедоступный театр в 1702 году, его стараниями стала выходить газета « Ведомости » сначала в Москве, а затем в Петербурге. Петр I заботился о книгоиздании и разведке природных богатств, о проведении географических экспедиций и собирании всяких редкостей, уделял внимание медицине и образованию. По его настоянию были открыты школы математических и навигационных наук, Артиллерийская, Инженерная и Госпитальная. В 1724 году открыта Академия наук – тоже детище Петра, а до этого – первая государственная библиотека публичного пользования. Когда царю предложили брать плату за пользование библиотекой, он возразил: « Я ещё приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией… то и угощать их на мой счет чашкой кофе, рюмкой водки либо чем-нибудь иным в самих этих компаниях». Изменились требования к внешнему виду русского человека. Считалось неприличным находиться в обществе без парика, а женщины соревновались друг с другом в замысловатости причесок. Сам царь и его окружение отказались от длиннополого платья, перейдя исключительно на европейское. Заботясь о том, чтобы молодое поколение получало навыки соблюдения европейских приличий, Петр I приказал издать книгу , своего рода учебник по этикету, называлась она « Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов». Начиная с двадцатых годов 18 века, в Россию пришла мода на стиль барокко. В архитектуре его отличала вычурность, нарядность, тщательная отделка деталей. Расцвет этого стиля связан с именем Бартоломео Франческо Растрелли. Построенные им Царскосельский и Большой Петергофский дворцы, Зимний дворец, Смольный монастырь и многие другие красивейшие здания, обессмертили имя их создателя. Выдающимся представителем века Просвещения является Михаил Васильевич Ломоносов. Он словно на свет был рожден, чтобы доказать безграничные возможности человека. Ломоносов занимался почти всеми известными в его время науками и заложил основы новых. Он оставил яркий след в химии и физике, астрономии и географии, металлургии и геологии, был знатоком в горном и мореходном деле. История, философия, словесность, изящные искусства тоже занимали его. Ломоносов писал стихи, создавал мозаики, его труды по литературе и языку принесли не меньшее признание, чем работы по устройству лабораторий для точного предсказания погоды. Восемнадцатый век – это век рождения русской академической школы живописи. Среди мастеров кисти выделяются три художника: Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский. Они не только с необыкновенной точностью передавали внешний облик своих современников, но и казалось, могли заглянуть им в душу. Ярчайшими представителями века Просвещения являются: Федор Григорьевич Волков – основоположник русского театра, Дмитрий Степанович Бортнянский - родоначальник русской оперной музыки и жанра хорового концерта, Денис Иванович Фонвизин – основоположник русской комедии, поэт Гаврила Романович Державин, писатель Н.М. Карамзин и многие – многие другие, кто сумел прославить своё время. Во времена Екатерины II большое внимание было уделено Москве. Царица желала, чтобы городу был предан европейский вид. Сделать это она поручила зодчим В. Баженову и М. Казакову. Но если первому не все удалось воплотить в жизнь, то усилиями и талантом второго Москва приобрела новый облик. Это и Петровский дворец, дворец Екатерины II в Царицыно, здания Сената в Кремле, Московского университета, Голицынской и Павловской больниц… Свой авторский почерк оставили прославленные архитекторы А. Н. Воронихин, К. И. Росси, О. И. Бове. Ориентация на европейскую культуру не свелось к слепому подражанию. Восприимчивость к заимствованным стилям и жанрам сочеталась с приверженностью к национальным традициям. Поэзия и проза, ваяние и зодчество, живопись и графика, музыка и театр обретают всё большую самостоятельность, а русские мотивы проступают всё полнее и заметнее. В читальном зале районной библиотеки экспонируется выставка литературы, посвященная Году культуры в России. | |
Категория: Познавательная информация | Добавил: krlib (12.10.2014) | | |
Просмотров: 557 |
Всего комментариев: 0 | |