Как вы относитесь к традиции просить прощения в последнее воскресенье
перед постом? «Бог простит!» - говорим мы обычно. Но прощение ли это,
ведь многие из нас из собственного опыта знают, что простить гораздо
труднее, чем самому испросить прощения. И что же вообще подразумевает
под собой день, называемый Прощеным воскресением?
На
6 марта в этом году приходится последний день Масленицы - Прощеное
воскресенье, последнее воскресенье перед Великим постом. По давней
традиции в этот день все православные просят друг у друга прощения,
чтобы приступить к посту с доброй душой и с чистым сердцем встретить
Пасху: "Прости меня, если виноват" - "И ты меня прости" - "Бог
простит". Всё это сопровождается поклонами и поцелуями.
В этот
день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной
Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем
получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании
небесных сокровищ.
А после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин
прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг
у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой,
примирившись со всеми ближними.
"В
этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись
друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды
и согрешения. Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и
находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе
вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в
нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Но для
этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у
тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши
труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных
земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на
брата, зло и недоброжелательность к ближним" (Архим. Иоанн Крестьянкин).
Особенно
чтился этот обычай в дореволюционной России. В семьях не ложились спать
не помирившись друг с другом: дети испрашивали прощения у родителей,
слуги - у господ. Сами господа не только не считали за стыд в Прощеное
воскресенье испросить прощения у своих слуг, но даже вменяли это в свой
священный долг. И даже царь просил прощения у своих подданных. С этой
целью он объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри,
где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них
попросить прощения.
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - НЕ ДЕНЬ РАЗБОРОК
В
Прощеное воскресенье (в этом году оно будет 6 марта), накануне Великого
поста в храмах служится вечерня с чином прощения. В этот день принято у
всех знакомых просить прощения и всех прощать. А если не получается от
души — надо через силу? Не ведет ли это к лицемерию, формализму? О
месте и смысле чина прощения в церковной традиции, о том, как
подготовиться к Прощеному воскресенью, рассказывает иерей Николай
ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия (Москва).
—
Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни
происходит чин прощения. Уже на литургии утром в евангельском чтении
говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то
простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям
согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:
14-15). Сам чин прощения появляется впервые в русских обиходниках и
соборных чиновниках только в XVI веке. Возможно, его основой послужила
практика Иорданского монастыря, описанная в житии преподобной Марии
Египетской, которое читается Великим постом. Но эта практика была
исключительной, потому что ни в древних типиконах (уставах), ни в
современном типиконе, ни в Триоди постной (богослужебной книге поста) мы этого чина не находим.
Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост — очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58).
После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю». Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь.
И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника.
Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко — настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров — перед наступающим Великим четвергом, Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл — также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира.
Не раз мне приходилось слышать: разве в один день можно все всем простить или за все у всех попросить прощения? Не думаю, что здесь идет речь о прощении как о каком-то однократном вдруг принятом решении. Но главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия — или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.
Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресенье.
У друзей: Все новости на ресурсе http://www.artneil.ru/
Иерей Николай ПЕТРОВ родился в 1976 году в Москве. В 1999 году закончил МАТИ, в 2000 — ПСТГУ. Клирик храма бл. цар. Димитрия. Преподаватель духовных основ милосердия в Свято-Димитриевской училище сестер милосердия, преподаватель ОПК в Свято-Димитриевской гимназии.