Кризис и лаборатории
Если клиники только начинают задумываться о перспективах существования в кризисных реалиях и «примерять на себя» различные модели поведения, то многие зуботехнические лаборатории уже ощутили «дыхание кризиса». Пока нельзя говорить, что явление принимает массовый характер, но спад количества заказов заметили многие. Помимо снижения количества выполняемых работ, начинает вырисовываться и изменение их номенклатуры – доля сложных и, соответственно, дорогих работ начинает снижаться, что не может не беспокоить те лаборатории, которые ориентированы на работу с современными технологиями – с безметалловой керамикой, CAD/CAMрешениями и т.д. Им остается утешаться лишь тем, что количество по настоящему дорогих работ, которые относятся к премиум-сегменту, вряд ли существенно изменится, поскольку люди, их заказывающие, редко делают это на последние деньги. Какая тенденция возобладает в низкой ценовой категории, пока сказать сложно – это будет зависеть от общей глубины падения экономики страны. Если рецессия затянется, то строить прогнозы в принципе бессмысленно, но если исходить из того, что самый острый период не продлится более года (а тому есть экономические предпосылки), то можно прогнозировать примерное сохранение статус-кво в этом сегменте рынка. С одной стороны, объем работ должен сократиться из-за уменьшения количества заказов со стороны клиник эконом-класса, с другой – должен увеличиться приток от тех организаций, которые ранее относили себя к среднему ценовому сегменту. Они будут вынуждены пойти на такой шаг как исходя из целей снижения себестоимости работ, так и с учетом изменившихся требований пациентов. Таким образом, скорее всего, сильнее всех на себе ощутят кризис лаборатории-«середнячки», не претендующие на эксклюзив, но и не срывающиеся в демпинг. Как они смогут разобраться с ситуацией – вопрос сложный, и наверняка над ним уже начали думать дальновидные руководители. И тут путей решения не так много. Это либо снижение цены, что наиболее вероятно, так как у большинства лабораторий есть некоторый «запас прочности», который позволит работать прибыльно даже в случае снижения цен. Либо – расширение перечня клиник-партнеров за счет нестандартных маркетинговых ходов или… повышения рекламной активности. Да-да, вполне вероятно, что в условиях сжатия рынка мы вскоре станем очевидцами полноценных рекламных кампаний зуботехнических лабораторий, которые всем средствам своего продвижения пока предпочитают «сарафанное радио». В целом, скорее всего, перспективы у лабораторий не самые радужные, вполне возможно, что их количество в итоге сократится, но с другой стороны, те кто выстоит в смутное время, выйдут из кризиса укрупнившимися и обновленными, научившимися эффективно организовывать производство, работать качественно и с минимальными издержками. В конце концов, у всех кризисов есть и оздоровительный эффект для системы в целом. Вспомним хотя бы, какими стремительными темпами шло развитие в России после кризиса 98-го года. Или сошлемся на пример Великой Депрессии в США (которую сейчас вспоминают все чаще) – из нее Америка вышла мощной, единой и эффективной, что и доказывала на протяжении почти 70 прошедших с тех пор лет. Впрочем, мы отвлеклись.
Кризис и торговые компании
Осталась еще одна нерассмотренная категория участников стоматологического рынка, без которой любая картина будет неполной – это поставщики стоматологической продукции и стоматологического программного обеспечения. Стоит сразу признать, что они, пожалуй, настроены наиболее пессимистично. И определенный резон в их рассуждениях есть. Ни для кого не является большим секретом, что большинство из них работает либо по схеме товарного кредита, когда за поставленный им товар они рассчитываются с производителем по мере реализации продукции, либо с использованием заемных денег, которые они берут у банков. Очевидно, что банки, испытывающие сейчас серьезные проблемы с ликвидностью, кредитовать будут крайне неохотно и на довольно тяжелых условиях. В свою очередь производители, чьи производственные издержки по определению весьма высоки, будут всеми возможными способами стремиться получать деньги со своих дилеров – в полном объеме и желательно на условиях предоплаты. Именно на этом основывается предположение (очень хотелось бы, чтобы оно не подтвердилось), что довольно скоро на рынке могут возникнуть перебои с поставкой некоторых групп товаров. Для клиник это, скорее всего, не фатально, так как на сегодняшних конкурентных рынках практически на каждый – самый эксклюзивный – продукт приходится как минимум 3-4 аналога. И если для клиник такую ситуацию можно будет приравнять к «некоторым неудобствам», то, видимо, для некоторых поставщиков это может закончиться не самым радужным образом. «Могу Вас успокоить, Д'Артаньян, обратно мы вернемся не все», – говорил один киноперсонаж-оптимист. И, здесь, как ни странно, в противоположность ситуации с клиниками и лабораториями, пострадать могут крупные фирмы, оперирующие большими товарными и денежными объемами. Вполне предсказуемые кассовые разрывы, которые могут возникнуть, если не принять экстренных (а потому и крайне непопулярных) мер, потенциально в состоянии создать серьезные проблемы для весьма крупных игроков на рынке. Будучи вынуждены балансировать на грани между созданием крупных складских запасов и необходимостью создания запаса наличности «на черный день».
|