Наиболее полно и всестороннее социальная ситуация развития личности в условиях трудовой незанятости описывается в социологических исследованиях, которые акцентируют различные макросоциальные и микросоциальные механизмы, «выталкивающие» безработного на «обочину» жизни общества. В зарубежной и отечественной социологии эти механизмы обозначаются такими терминами, как «социальноэкономическая депривация», «социальная иммобилизация», «десоциализация», «маргинализация», «социальная изоляция», «социальная дезадаптация», «деклассирование» и т.д. Все они указывают на то, что социальный статус безработного оказывается нелегким бременем для личности, под тяжестью которого деформируется ее психологическая структура. Внутри социальной ситуации развития безработного складываются негативные условия, детерминирующие особые личностные перестройки, которые нежелательны с точки зрения социальных норм и неблагоприятны по критериям психического здоровья. Возникновение этих условий объективно связано с тем, что потеря работы прерывает привычные отношения человека в социальной среде, дестабилизирует его экономическое положение, отнимает возможности социального самоутверждения, делает его чрезвычайно уязвимым для стигматизации в качестве члена общества, не отвечающего социальным экспектациям. Важно подчеркнуть, что трудовая незанятость «стопорит» не только социальную реализацию человека как субъекта профессии, но и личностную реализацию как субъекта собственной жизни. Вместе с утратой работы личность лишается тех ресурсов (материальных, коммуникативных, статусных, должностных и других), которые были задействованы в процессах поиска и осуществления смысла ее жизни. Это значит, что безработица как особый тип социальной ситуации фрустрирует потребность в смысле жизни и создает объективные предпосылки для возникновения смысложизненного кризиса в развитии личности. На основе изложенного была выдвинута гипотеза: в силу ограниченности социальных ресурсов и бытийных возможностей безработные испытывают более выраженные затруднения в поиске и практической реализации смысла жизни по сравнению с работающими людьми, что результирует в снижении уровня осмысленности жизни и интенсификации смысложизненного кризиса в условиях безработицы.
|