Наш Карачев - Информационный портал города и области

Вход на сайт

Статистика



Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Карачев - Библиотека, Заря, статьи, обзоры.

Главная » Статьи » Обзорные » Разное

Саморегуляция субъекта учебной деятельности: обзор исследований

Одной из наиболее цитируемых и известных на Западе является теория самодетерминации Эдварда Деси и Ричарда Райана. В контексте рассматриваемого подхода самодетерминация, или автономия, рассматривается как ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов. Психологическим критерием самодетерминации является гибкость человека в управлении собственным взаимодействием со средой.

Деси и Райан предположили, что регуляция поведения может принимать несколько форм, и предложили дифференцировать формы регуляции на континууме самодетерминации (от несамодетерминирующихся форм регуляции (амотивация, внешняя и интроецированная регуляция) к самодетерминирующимся типам регуляции (идентификационная и интринсивная регуляция)). Амотивированная регуляция имеет отношение к тому уровню самодетерминации, когда индивиды не способны соотносить действия с их последствиями. Когда люди амотивированы, они действуют без намерения, без цели. Внешняя регуляция возникает, когда поведение регулируется с помощью внешних стимулов (награда или принуждение). Следующая форма регуляции - это интроецированная регуляция, с помощью которой формальный внешний источник мотивации интроецируется и усиливается при воздействии внутреннего стимула (тревога или эмоция). При идентификационной регуляции индивид решает, что деятельность выгодна и нужна ему и выполняет ее. В этом случае человек испытывает смысл цели и намерения вместо обязательства и давления при выполнении деятельности. Интринсивно мотивированный человек занимается чем-либо ради собственного спокойствия, удовольствия, удовлетворения. В целом существует 5 форм саморегуляции с различной степенью самодетерминации. Все постулируемые положения нашли свое дальнейшее развитие в экспериментальных исследованиях авторов в различных областях психологии.

В отечественной психологии понятие саморегуляции наиболее полно разрабатывается в рамках субъектного подхода, акцент которого сделан на исследовании роли самого человека, его индивидуальности в самоорганизации активности, развитии своего бытия. Субъект - это самостоятельная, творческая, способная к саморегуляции личность. Субъект осуществляет самоорганизацию своих когнитивных и личностных возможностей и способностей в процессе деятельности, а механизмом самоорганизации является саморегуляция. На сегодняшний день существуют различные подходы к определению системы и механизмов функционирования саморегуляции: личностно-деятельностный (А.В. Зобков), многомерно-функциональный (Е.А. Дерябина, В.П. Прядеин, К.В. Злоказов и др.), структурно-функциональный (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, А.К. Осницкий и др.).

В рамках многомерно-функционального анализа саморегуляция личности определяется как совокупность многомерно-функционально взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс достижения результата , на основе психофизиологических предпосылок, с участием сопутствующих личностных качеств, побудительных и процессуальных характеристик. Структура саморегуляции личности представлена 4 компонентами (предпосылки, побудительные характеристики, способствующие саморегуляции качества личности, процессуальные характеристики саморегуляции) и 32 параметрами (активность - пассивность, высокая или низкая самооценка, целеустремленность, спонтанность и др.). Выделенные компоненты и параметры модели представляют саморегуляцию личности как системное качество личности в единстве ее многоуровневой детерминации. Параметры саморегуляции представлены в континууме гармонического (активность, положительные эмоции, высокая самооценка, ответственность, целеустремленность и др.) и агармонического (пассивность, низкий уровень притязаний и самооценки, безволие и безответственность и др.) влияния на процессы саморегуляции. Процесс саморегуляции может быть осуществлен только при наличии гармонических переменных всех структурных компонентов саморегуляции, преобладание агармонических параметров саморегуляции даже в отдельных компонентах обрекает ее на неудачу.


Категория: Разное | Добавил: irusymix (17.06.2012)
Просмотров: 783
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш Карачев Информационный сайт о Карачеве и Брянском регионе. Газета Заря Карачевского района Брянской обл.
Карачев фото, видео, история, справочная. Сайт открыт 15.02.2009.