Главная » Статьи » Обзорные » Интересное |
Италия, Генуя. К началу XVI века в Генуе образовались кланы аристократов, большие семьи – «альберги». Таких семей было 28. Из них самые богатые (и значительные) Спинола, Дориа, Паллавичино, Гримальди. Прошло 100 лет. Они распространили свое влияние и на Рим, где уже было семейство Памфили. 1608 год. Рубенс в Риме по распоряжению своего работодателя герцога Мантуи. Он выполняет заказы для церквей и пишет портреты знати. Когда-то эти портреты украшали залы римских дворцов, сегодня они раскиданы по всем музеям мира и по частным коллекциям. Рубенс. Маркиза Вероника Спинола Дориа. Staatliche Kunsthalle Karlsruhe, Germany. Рубенс. Джованни Карло Дориа. Galleria Nazional della Liguria, Genoa (265х188 см). Рубенс. Маркиза Бригида Спинола-Дориа. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США (152х99 см). На этом портрете – маркиз Амброзио Спинола, который в 1603 году воевал в Нидерландах на стороне Испании, осаждал Остенде и положил там 35 тысяч человек. Рубенс. Маркиз Амброзио Спинола. National Gallery, Prague (117х85 см). Мария Серра Паллавичино как две капли воды похожа на Веронику Спинола Дориа (близнецы?). Рубенс. Мария Селла Паллавичино. National Trust, Великобритания (233х145 см). На этом портрете – маркиза Мария Гримальди и ее муж. Маркиза очень похожа на Веронику и на Марию Селла Паллавичини (сёстры?). Рубенс. Маркиза Мария Гримальди и ее муж. National Trust, Великобритания (242х140см). Попытка разобраться в родственных связях этих особ мужского и женского рода ни к чему не приводит – слишком скудны и разноречивы доступные для обозрения данные. Жаль, хотя это ничего не добавляет к художественной ценности произведений. Обращает на себя внимание некоторая странность женских портретов. Они написаны как бы «под копирку»: одинаковые (или почти одинаковые) позы, обстановка, одежда. С чем это было связано – с недостатком времени или с капризом заказчика? Скорее всего, с последним: семейства равны по своему статусу, и никто не должен выходить из ряда. Вероятно, что все они были написаны в одном месте, в одной мастерской. Размеры портретов разные. Надо полагать, это связано с пространством помещений, в которых они должны были быть вывешены. Детально рассмотреть все картины не позволяет качество репродукций. Только на одной удалось выделить фрагменты. Речь идет о портрете Бригиды Спинола Дориа. Это один из самых ярких портретов кисти Рубенса. Размер полотна – метр на полтора, почти в натуральную величину. Красавица с осиной талией на фоне декоративных колонн. Прежде всего бросается в глаза роскошное шитое золотом платье (правда, без жемчугов и бриллиантов) с огромным воротником «мельничный жернов». Взгляд перемещается с платья на голову и обратно, как бы стремясь уловить что-то неуловимое. Под влиянием игры цветовых пятен зритель в конце концов больше впечатляется от платья. А вся прелесть портрета – в головке генуэзской красавицы. Рыжеватые волосы. Полуулыбка пухлых губ. Глаза. Кажется, в эти глаза можно смотреть бесконечно. Они завораживают, манят, дразнят, втягивают. Можно себе представить ощущения двадцатидевятилетнего Рубенса во время сеансов с двадцатидвухлетней моделью! Несколько неестественно выглядят щеки – уж больно они нарумянены. А если присмотреться – то и уши слишком красные. Это наводит на мысль, что речи художника во время сеансов заставляли красавицу краснеть, как маков цвет. Что можно почерпнуть из этих полотен? Прежде всего, мы видим сложившийся в то время стереотип написания портретов. Далее – одежда. Следом – украшения. Кстати, на этих картинах украшений практически не видно (двадцать лет спустя парадные портреты будут сиять всеми цветами радуги, переливающимися в драгоценных камнях). И это – подчеркиваю – несмотря на то, что все эти люди из богатейших семейств. Они (эти семейства) оставили после себя великолепные дворцы и коллекции произведений искусства в разных областях Италии, прежде всего – в Риме и в Генуе (Рубенс зарисовал эти фасады, а затем опубликовал свои рисунки в книге о дворцах Генуи). Несколько столетий их строили выдающиеся архитекторы (во дворце Дориа-Памфили в Риме 1000 комнат), расписывали художники, украшали скульпторы. Несколько столетий владельцы дворцов собирали предметы искусства. Невообразимое количество экспонатов! Это то, что дошло до наших дней. А сколько украдено, погибло, сгорело, вывезено в другие страны! Дворец в Риме, дворец в Генуе... В этом же дворце находится зеркальная галерея, которую невозможно показать во всем великолепии из-за низкого качества фотографий, но о которой нельзя не упомянуть. Фрески, лепнина, зеркала, античные статуи. Галерея была построена в 1731–1769 годах. В выставочных залах этих дворцов можно увидеть полотна Веласкеса, Рафаэля, Яна Брейгеля, Тициана. 1000 комнат! Понятно, что в таких помещениях жили не только члены семейств, но и охрана, и прислуга. Наверняка здесь были укромные уголки, где можно было уединиться без страха попасться на глаза кому-нибудь любопытному. И снова возникает этот вопрос: почему у Бригиды покраснели щеки и уши? Может быть, Рубенс предложил ей встретиться в каком-нибудь тайном закутке? Нам этого никогда не узнать. И только неподдельное чувство, с которым написана красавица, намекает на существование некой тайны между художником и маркизой. На заметку: Смотреть в качестве повышенной четкости онлайн фильмы, онлайн кино, онлайн фильмы бесплатно на сайте lordkino. | |
Категория: Интересное | Добавил: witkom (21.05.2012) | |
Просмотров: 848 |
Всего комментариев: 0 | |