Главная » Статьи » Обзорные » Культура |
Театр, как известно, начинается с вешалки. А вот город? Или любой другой
крупный населенный пункт. С чего у нас начинается первое знакомство с
ними? В большинстве случаев… С вокзала! Да и как иначе? До них ведь,
этих населенных пунктов, как-то добраться надо. Олени, понятное дело, значительно лучше самолетов, пароходов, паровозов, но… Где они в том же самом Петрозаводске? Вот в Воркуте – да, есть. А в столице Карелии… Ау-у-у! Кричи – не кричи, всё – без толку. Не было, нет, да и не будет, наверное. Хоть и север, но не климат оленям здесь. Поэтому тот, кто приезжает в Петрозаводск, первым делом попадает на вокзал. В подавляющем большинстве случаев – на железнодорожный. Речной действует только в период навигации на Онежском озере – с мая по октябрь. А междугородний пассажиропоток воздушным и автомобильным транспортом настолько незначителен по сравнению с железной дорогой, что соответствующего вокзала в городе нет. Автостанция – есть. А вот вокзала… Увы! Вот и я приехал в Петрозаводск поездом. Давно это было. Уже более двадцати лет прошло, как первый раз вышел на перрон у петрозаводского железнодорожного вокзала, а картинка перед глазами – как будто всё только вчера произошло. Вышел из вагона, смотрю... А на здании вокзала, на фоне ещё темного неба – зимой на севере поздно светает, – ярко горят большие красные буквы. И не кириллицей они. Латиницей. «Petroskoi».
Да это ещё полбеды. Настоящая паника началась, когда я на привокзальной площади оказался. И увидел на обрамляющих её полукольцом зданиях не менее яркие надписи. Уже синим. Но – точно такой же латиницей, как и на самом вокзале. «Ruokatavara» (как потом выяснилось, «бакалея») – на фасаде одного из домов, и чуть правее – «apteekki», на другом. Увидел и сразу же Латвию вспомнил. Там ведь буквально на какой десяток километров отъехал от Риги и – всё. Без знания латышского… Ой, как тяжело! И если здесь – так же… Мамочка моя! Да как же я в этой Карелии работать буду? Ничего. И приработался, и прижился. Хотя ни карельского, ни финского языков так до сих пор и не знаю. Не возникло такой необходимости – учить их. А вот первая встреча с одним из символов карельской столицы – Петрозаводским железнодорожным вокзалом, благодаря этим надписям и вызванными ими эмоциями, так и осталась в памяти. Но то давнее знакомство, между прочим, могло бы и не состояться. Дело в том, что первый железнодорожный вокзал был построен в Петрозаводске в 1916 году. Черноморские проливы контролировались Турцией. А она в ходе Первой мировой воевала на стороне Германии и Австро-Венгрии. Поэтому значительно возросла роль Мурманского морского порта, который мог в течение всего календарного года принимать поступающие от союзников военные стратегические грузы. Которые не только принять, но и к фронту доставить надо! Поэтому уже в 1914 году ударными темпами началось строительство железной дороги от Петрограда на Мурманск. Первым делом – магистраль. Но уже вторым этапом – её обустройство. Вот так Петрозаводск обзавелся своим первым железнодорожным вокзалом. Встал он тогда в районе современного Первомайского проспекта, примерно в двух километрах восточнее от своего нынешнего, более молодого собрата. И кто его знает, может, так и стоял бы там, если бы не Великая Отечественная. Со 2 октября 1941-го, почти три года, Петрозаводск был оккупирован финскими войсками. Когда 28 июня 1944-го в него вступили передовые части Красной Армии, большая часть центральной части города лежала в руинах. Восстанавливать карельскую столицу нужно было практически с чистого листа. И у возглавившего Управление по делам архитектуры Карело-Финской ССР Дмитрия Масленникова появилась идея сформировать совершенно новый архитектурный облик Петрозаводска. Одним из его элементов должен был стать перенос железнодорожного вокзала к центру города. Задумка Масленникова была поддержана правительством республики, которое уже в 1946 году утвердило новый генеральный градостроительный план карельской столицы. Но, прежде чем приступить к строительству нового вокзала, предстояло выполнить целый ряд подготовительных работ – снести склады, находившиеся на отведенном под его возведение месте, перенести железнодорожные пути и переустроить их. На всё это потребовалось несколько лет. Поэтому практическая реализация идеи переноса вокзала началась только в 1953 году. Здание в стиле позднего неоклассицизма спроектировал достаточно известный для своего времени ленинградский архитектор В. Ципулин. Среди его работ, относящихся к этому периоду, можно вспомнить жилые дома №№ 14, 16 по Кавалергардской улице в Санкт-Петербурге (1957 г. постройки), спроектированный совместно с В. Кузнецовым Рижский железнодорожный вокзал (1957-66 гг.). Архитектурные особенности нового вокзала во многом определялись рельефом местности, постепенно понижающейся в сторону Онежского озера, что, в свою очередь, обуславливало наличие значительной разницы между уровнями привокзальной площади и перрона. Выход был найден автором проекта при разработке фасадов здания, которые получились оригинальными как с одной, так и с другой стороны. От перрона вокзал двухэтажный. От привокзальной площади у него на этаж больше. Такое авторское решение позволило, с одной стороны, уйти от часто встречающихся в анфиладной планировке недостатков, заключающихся в монотонном однообразии идущих друг за другом помещений, а с другой – разделить рабочую зону и зону ожидания, разместив их на разных уровнях.
На первом этаже двусветного зала располагаются служебные помещения и подземный переход – туннель, по которому можно попасть к платформам второго и третьего пути. Здесь же раньше располагались и билетные кассы, которые в 1979 году переместились в построенный рядом с вокзалом по проекту архитектора Э. Воскресенского багажно-кассовый центр.
Ресторан и зал ожидания находятся на втором этаже вокзала, балкон которого украшен монументальной колоннадой коринфского ордера. Литье ограждения балкона на этаже, так же, как и перила лестниц, ведущих к нему, украшены декоративными вставками, напоминающими о главном природном богатстве республики – её хвойных лесах.
Основной элемент композиции здания со стороны привокзальной площади – заглубленный четырехколонный портик его главного входа, над которым возвышается круглый бельведер. Уже на нем – восьмигранная башенка, как короной, увенчанная 17-метровым шпилем. А ведь его, между прочим, могло бы и не быть. На время строительства вокзала (1953-55 гг.) пришелся очередной всплеск борьбы с излишествами. В том числе и архитектурными. И кому-то из больших начальников шпиль петрозаводского вокзала показался именно таким излишеством. На счастье жителей карельской столицы и не только их, он был изготовлен ещё до того, как появилось известное нам мнение. Ну, а раз этот архитектурный элемент уже есть в наличии… Ну, не выбрасывать же его!
И не выбросили. Установили. Зато теперь достаточно длинный – 82 м – корпус вокзала не выглядит монотонным. Выступающий за основную линию фасада центральный ризалит, украшенный бельведером, башенкой и шпилем, – настоящие ворота карельской столицы, справа и слева от которых, как охраняющие их караульные помещения (кордегардии) – уже боковые ризалиты. Своих первых пассажиров петрозаводский вокзал принял 5 марта 1955 года. С тех пор именно он самый первый встречает всех, кто приезжает в столицу Карелии. И если у кого-то вдруг появилось желание проверить это, – приезжайте! И в Петрозаводске, и в Карелии есть места, которые стоит посмотреть… У друзей: Интересный отдых в Турции, если в России уже надоело. | |||||||||||
Категория: Культура | Добавил: witkom (16.06.2011) | |||||||||||
Просмотров: 895 |
Всего комментариев: 0 | |