Главная » Статьи » Карачевская РайБиблиотека » Деловая информация |
Вспомним о давних демократических традициях нашего государства .
Деятельность таких органов «народоправства», как вече Киева, Новгорода и других древнерусских городов, способствовала развитию российского избирательного права. Князь не был правителем в полном понимании этого слова. На престол его приглашало вече - народное собрание, которое за нерадивое исполнение обязанностей по защите княжества могло его изгнать и выбрать другого, более талантливого.
Голосовали в новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, по материалам некоторых исторических документов, решались с помощью судебных поединков - так называемого поля, проведение которого регламентировалось.
Такой способ осуществления власти сохранялся вплоть до золотоордынского ига. 21 апреля 1785 г. «Жалованная грамота дворянству» законодательно определила порядок функционирования дворянских собраний.
Дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созывать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал-губернатора или губернатора для производства выборов.
Избирательным правом наделялись мещане (так официально называли горожан) мужского пола. Лишались избирательных прав граждане, осужденные судом или имеющие «явный порок». Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание Первого избирательного закона.
В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.
В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.
При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.
Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».
Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.
Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.
Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно: - самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет; - избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола; - избирательными правами наделялись также военнослужащие; - отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности; - уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам национальности и вероисповедания.
Государственная дума — нижняя палата парламента, орган законодательной власти — Федерального Собрания Российской Федерации (согласно статье 95 действующей Конституции России). Статус Государственной думы определен в главе 5 Конституции Российской Федерации. Госдума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года (статьи 95-96 Конституции Российской Федерации). Статья 96 Конституции устанавливает, что порядок выборов депутатов устанавливается федеральным законом. В 2007 году депутаты впервые избирались только по партийным спискам. Проходной барьер составляет 7 %. До 2005 барьер составлял 5 %, а половина состава Думы избиралась по мажоритарным одномандатным округам, а половина — по партийным спискам.
Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день референдума по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на 2 года. Работу думы возглавляет председатель думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя ГД. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы.
Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007.
Полномочия Государственной думы Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и дает право выносить Постановления по ним: - дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; - решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; - назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России; - назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов; - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; - объявление амнистии; - выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Председатели Госдумы
Государственная Дума I созыва (14 января 1994 г. - 17 января 1996 г.) -
Рыбкин Иван Петрович (избран 14 января 1994 г. - постановление Госудаственной Думы №8-I ГД),
фракция Аграрной партии России (АПР)
Государственная Дума II созыва (17 января 1996 г. - 18 января 2000 г.) -
Селезнев Геннадий Николаевич (избран 17 января 1996 г. - постановление Госудаственной Думы №7-II ГД), фракция КПРФ
Государственная Дума III созыва (18 января 2000 г. - 29 декабря 2003 г.) -
Селезнев Геннадий Николаевич (избран 18 января 2000 г. - постановление Госудаственной Думы №6-III ГД), фракция КПРФ, с 4 июня 2002г. - независимый депутат.
Государственная Дума IV созыва (29 декабря 2003 г. - 24 декабря 2007 г.) - Грызлов Борис Вячеславович (избран 29 декабря 2003 г. - постановление Госудаственной Думы №5-IV ГД), фракция "Единая Россия"
Государственная Дума V созыва (с 24 декабря 2007 г.) - Грызлов Борис Вячеславович (избран 24 декабря 2007 г. - постановление Госудаственной Думы №3-V ГД), фракция "Единая Россия".
Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Под принятым федеральным законом по смыслу ч. 1 ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ; законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ.
Роспуск Госдумы
Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев. Однако Дума не может быть распущена в первый год своей работы. В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.
Новшества
• 10 % участков по всей стране будут оборудованы электронными комплексами обработки избирательных бюллетеней — КОИБами, таких комплексов будет около 20 тысяч.
• Ещё около 10 тысяч избирательных участков будут оборудованы веб-камерами.
• Также планируется, что будет широко использоваться голосование с помощью мобильных телефонов — по SMS или при помощи специального Java-приложения.
• На выборах в Госдуму 2011 года партии будут собирать 150 тыс. подписей, а в дальнейшем число подписей уменьшится до 120 тыс. подписей.
Также устанавливается, что партии, представленные в не менее чем одной трети региональных парламентов, также освобождаются от сбора подписей. При этом при сборе подписей на выборах депутатов Госдумы на один субъект РФ должно приходиться не более 5 тыс. подписей избирателей. Партии могут собирать подписи с запасом в 5 % (количество брака не может превышать 5 %), а максимальное количество подписей, которые подвергаются проверке, составляет 35 %.
• При распределении депутатских мандатов будет использоваться не только основной 7%-й барьер, но и два дополнительных проходных барьера — партии, набравшие более 6 % голосов, получат по 2 мандата, партии, набравшие более 5 % голосов, получат по 1 мандату. Ожидается, что впоследствии данная практика не будет повторяться в связи с планируемым снижением проходного барьера как минимум до 5 %.
Выборы в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации пройдут 4 декабря 2011 года. Впервые Государственная дума будет избираться на пять лет. Во второй и последний раз для полноценного представительства в Государственной Думе партиям будет необходимо преодолеть 7%-й барьер.
| |
Категория: Деловая информация | Добавил: krlib (20.09.2011) | | |
Просмотров: 1562 |
Всего комментариев: 0 | |