Главная » Статьи » ЗАРЯ 2011 » Лица района |
В начале мая в профессиональном лицее № 9, что в Володарском районе Брянска случилось паломничество известных людей. Руководители крупных предприятий, чиновники, педагоги приехали сюда на выездное заседание президиума коллегии при губернаторе области рассмотреть всего один, но приобретающий сверхактуальность вопрос о состоянии и повышении качества рабочих кадров. "Не хватает рабочих", "нет рабочих", "невозможно найти рабочих"... - эти и подобные им жалобы раздаются всё чаще. В них - нарастающая тревога о нынешнем состоянии экономики, в том числе - и региональной. Скоро, говорят скептики, её обслуживать будет некому. А какой видится ситуация главе региона, под чьим председательством проходило выездное заседание президиума коллегии? С этого вопроса началась наша беседа с Николаем Васильевичем ДЕНИНЫМ. - В конце апреля ситуация с подготовкой рабочих кадров стала предметом рассмотрения на высшем государственном уровне с участием Президента страны в подмосковном Лыткарино. Там глава государства прямо назвал положение дел в профтехобразовании неприемлемым. "Можно, - сказал Президент, - привезти технологии, можно привезти инженеров для наладки оборудования, но рабочих, точно, привезти невозможно". На местах мы убеждаемся чуть ли не повседневно в правоте этих слов. Недостаток квалифицированных рабочих кадров становится год от года всё более высоким барьером, который мешает делать наши взаимоотношения с инвесторами более гармоничными и эффективными. - С чего же начался этот обвал? - Истоки его, помимо всего прочего, и в том, что с 2007 года у нас в области остаётся неизменным один очень тяжёлый показатель - из всех обучающихся в профессиональных училищах и лицеях 98,2% - это дети-сироты, дети из малообеспеченных семей. Следовательно, в общественном сознании всё глубже укореняется стереотип о том, что профтехобразование - это крайне непрестижно, это сфера лишь для неудачников, для людей второго, третьего сортов. Такое отношение подпитывается и существующими критериями оценки деятельности общеобразовательных школ, когда рейтинг школы выводится из количества выпускников, поступивших в высшие учебные заведения, являющиеся очень часто кузницами тех же юристов и экономистов, которыми рынок труда давно перенасыщен. Количество же поступивших в профессиональные училища и лицеи почему-то этот рейтинг лишь снижает. - Но это же заблуждение, за которое придётся дорого заплатить. - Сама жизнь совсем скоро заставит радикально пересмотреть эти критерии и выдвинуть на передний план людей труда, создающих материальные ценности. Но сегодня государство проблемой озабочено больше, чем бизнес. Как ни странно, но бизнес-структуры, более всего страдающие от дефицита квалифицированной рабочей силы, ничего или почти ничего не делают для улучшения качества подготовки будущих рабочих. Казалось бы, они должны быть в первую очередь заинтересованы, чтобы взамен разрушенного советского института базовых предприятий создать новую систему подготовки трудовых резервов, но ничего подобного нет и в помине. Сегодня бизнес предпочитает, чтобы кадры для него готовили за счёт бюджета,' не желая брать в расчёт, что возможности областного бюджета, на который "посажена" региональная система профтехобразования, крайне ограниченные. В итоге мы имеем буквально единичные примеры более-менее продуктивного сотрудничества производственных предприятий с учреждениями профобразования. К ним можно отнести деловые связи Клин-цовского автокранового завода и местного профлицея №24. Областной департамент образования в качестве ещё одного примера приводит сотрудничество БМЗ и профессионального лицея имени Героя Советского Союза Афанасьева. Но мои помощники, накануне побывавшие в большинстве учреждений профобразования, обнаружили, что и наш индустриальный флагман в подготовке рабочих предпочитает обходиться очень малой кровью. Вот фрагмент справки по итогам проверки профлицея имени Афанасьева: "Материальная база учебного учреждения -среднего уровня. Требуют ремонта водопровод и отопительная система. Из-за высокой степени износа систем в зимний период 2010-2011 годов было 7 аварий. Недостаточно укомплектован инвентарём спортзал...". А вот какое положение дел в третьем Брянском профессиональном училище, у которого также заключе- ны договоры о социальном партнёрстве по вопросам прохождения производственной практики VI трудоустройства выпускников с Бежицким стальзаводом, с Брянскими заводами - электромеханическим и строительных конструкций: " Материальная база училища на низком уровне. Ремонт требуется учебному корпусу, мастерским, общежитию, столовой, кровля течёт на всех объектах, территория не имеет ограждения, не-благоустроена. Необходим капремонт системы водопровода, канализации, замена сантехнического оборудования в учебном корпусе, общежитии, столовой... Возникает вопрос, кому нужны договора о социальном партнёрстве, если предприятия, выступающие стороной в этих договорах, не могут в складчину хотя бы огородить училищную территорию или залатать дыры на асфальте? Проверка ещё одного Брянского профессионального училища № 25, у которого договора заключены с тремя промышленными гигантами - БМЗ, стальзаводом и автозаводом, - даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос. Читаю: "Часть договоров требует обновления в связи с окончанием срока действия. Трудоустраиваются выпускники большей частью самостоятельно". Руководители предприятий, входящих в холдинги, жалуются, что даже вопрос стоимостью всего 10-15 тысяч рублей приходится согласовывать в головных офисах. Значит, как нам представляется, им не удаётся доносить до своего вышестоящего руководства всю степень тревоги о грядущих кадровых испытаниях, если не катастрофе. - Картина, что и говорить, малопривлекательная. Но профессиональный лицей № 9 в неё явно не вписывается. - Этот лицей пример того, как всё же можно разбудить предприятия и донести до них необходимость помочь учреждению профобразования. Спасибо руководителям ^предприятий, которые откликнулись на нашу просьбу укрепить материальную базу лицея. Но это только одно учреждение из трёх десятков в области. А когда до остальных дойдут руки соци-ально-отвественного бизнеса, который, если говорить начистоту, может называться таковым только тогда, когда будет проявлять заботу о рабочей смене без подсказки власти? Всем известна поэтическая строка: " Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат". Однако скоро в наших профучреждениях учить будет некому: большая часть преподавателей -люди пенсионного и предпенсионного возрастов. Тут нет ничего удивительного: и воспитанникам училищ, и их наставникам платят "копейки". И здесь предприятия хотя бы этот сук не рубили, я имею ввиду установление бизнесом доплат преподавателям. Уж никто не обеднеет от этих расходов. -Вы постоянно твердите о том, что в нашей области слишком велика доля неэффективных расходов. В профобразовании она тоже велика. Что же должно стать ответом на этот вызов? - Им должна стать оптимизация учреждений профобразования. Но продуманная, толковая, с макси- мальным финансово-экономическим эффектом. В прошлом году, насколько я знаю, было объединено пять учреждений, в этом году в планах объединить ещё столько же. Дальнейшая оптимизация напрашивается: почти во всех учреждениях, где накануне побывали мои помощники, зафиксирован внушительный разрыв между количеством обучающихся и тем, сколько человек учреждение могло бы обучать. Но повторяю: как и при школьной оптимизации, надо находить золотую середину, которая бы вела к ощутимым и логичным результатам. Объединять, скажем, Климов-ское и Злынковское профучилища, чтобы сократить двух-трёх бухгалтеров - кому нужна такая оптимизация?! Или такой факт. В прошлом году в Карачеве было ликвидировано профучилище №21. Его оборудование, переданное после ликвидации Бело-бережскому профучилищу №16, с января хранится под открытым небом, места в помещении для него не нашлось. В то же время здесь обучается всего 214 человек, хотя училище рассчитано на 600 учащихся. На мой взгляд, оптимизировать надо и количество заместителей у директоров учреждений профобразования. Их во многих местах по 3, 4, а то и пять. Только, кажется, в Рогне-динском училище всего один заместитель у директора. Вообще же, от руководителей учреждений зависит очень много. Я понимаю, насколько всем им трудно, как сильно давит дефицит финансов. Мы будем им помогать, но и они не должны уповать только на бюджетную поддержку. Надо проявлять инициативу, разворотливость, им предоставлены права для зарабатывания средств. В каком-то брянском училище за плату стали готовить по ускоренной программе барменов. Ну что ж, есть желающие платить за науку разливать - надо идти навстречу. Но при этом не забывать, что это - не главное. Бармены нашу жизнь вряд ли сильно улучшат. Если улучшат вообще. До 1 сентября поручено департаментам образования и экономического развития подготовить программу дальнейшей оптимизации учреждений профобразования и повышения эффективности обучения рабочих кадров. Президент говорил в Лыткарино и о таком рычаге повышения престижности рабочих профессий, как использование общественного мнения. Нам надо чаще чествовать рабочих, рабочие династии, шире освещать эти церемонии, конкурсы профессионального мастерства. У нас в области их, оказывается, проводится десяток в год, наши рабочие выступают, и иногда успешно, на российской арене, но скажите, много ли мы о них знаем? Вокруг всевозможных конкурсов красоток шума и треска всегда намного больше. Никто не против, чтобы красота прославлялась. Но сейчас вопрос стоит о хлебе насущном, о том, кто и как в ближайшие годы будет создавать материальную основу нашего благосостояния. У друзей: Как запретить доступ нерадивым пользователям на блог? Взял интервью Виктор Исаев.
| |
Категория: Лица района | Добавил: witkom (01.06.2011) | |
Просмотров: 822 |
Всего комментариев: 0 | |