Наш Карачев - Информационный портал города и области

Вход на сайт

Статистика



Онлайн всего: 15
Гостей: 14
Пользователей: 1
kapriolbri

Карачев - Библиотека, Заря, статьи, обзоры.

Главная » Статьи » ЗАРЯ 2011 » Лица района

Я б в рабочие пошел(№41-42)
В начале мая в профессиональном лицее № 9, что в Володарском районе Брянска случилось паломничество известных людей. Руководители крупных предприятий, чиновники, педагоги приехали сюда на выездное заседание президиума коллегии при губернаторе области рассмотреть всего один, но приобретающий сверхактуальность вопрос о состоянии и повышении качества рабочих кадров.
"Не хватает рабочих", "нет рабочих", "невозможно найти рабочих"... - эти и подобные им жалобы раздаются всё чаще. В них - нарастающая тревога о нынешнем состоянии экономики, в том числе - и региональной. Скоро, говорят скептики, её обслуживать будет некому.
А какой видится ситуация главе региона, под чьим председательством проходило выездное заседание президиума коллегии? С этого вопроса началась наша беседа с Николаем Васильевичем ДЕНИНЫМ.
- В конце апреля ситуация с подготовкой рабочих кадров стала предметом рассмотрения на высшем государственном уровне с участием Президента страны в подмосковном Лыткарино. Там глава государства прямо назвал положение дел в профтехобразовании неприемлемым. "Можно, - сказал Президент, - привезти технологии, можно привезти инженеров для наладки оборудования, но рабочих, точно, привезти невозможно". На местах мы убеждаемся чуть ли не повседневно в правоте этих слов. Недостаток квалифицированных рабочих кадров становится год от года всё более высоким барьером, который мешает делать наши взаимоотношения с инвесторами более гармоничными и эффективными.

О том, насколько остра проблема, говорят такие данные. Около 85 процентов вакансий на региональном рынке труда составляют рабочие массовых профессий. Даже экономический кризис, который существенно увеличил количество безработных, не смог уменьшить этот, считаю, критический процент. Стремительно снижается и качество рабочей силы; если ещё в 90-е годы количество рабочих высшей квалификации в общей массе рабочих достигало 60%, то нынче только 20% рабочих имеют 5-6 разряды. За последние пять лет контингент обучающихся в профлицеях и профучилищах области уменьшился ровно на треть. Сейчас оттуда выпускается около четырёх тысяч человек, через два-три года это количество сократится до тысячи. Ещё немного - и, выходит, по целой образовательной отрасли можно петь отходную. Ситуация с закрепляемостью выпускников на производстве тоже аховая: в городах около 60% их приходит на предприятия, на селе - не более 40%.
-    С чего же начался этот обвал?
-    Истоки его, помимо всего прочего, и в том, что с 2007 года у нас в области остаётся неизменным один очень тяжёлый показатель - из всех обучающихся в профессиональных училищах и лицеях 98,2% - это дети-сироты, дети из малообеспеченных семей. Следовательно, в общественном сознании всё глубже укореняется стереотип о том, что профтехобразование - это крайне непрестижно, это сфера лишь для неудачников, для людей второго, третьего сортов. Такое отношение подпитывается и существующими критериями оценки деятельности общеобразовательных школ, когда рейтинг школы выводится из количества выпускников, поступивших в высшие учебные заведения, являющиеся очень часто кузницами тех же юристов и экономистов, которыми рынок труда давно перенасыщен. Количество же поступивших в профессиональные училища и лицеи почему-то этот рейтинг лишь снижает.
-    Но это же заблуждение, за которое придётся дорого заплатить.
-    Сама жизнь совсем скоро заставит радикально пересмотреть эти критерии и выдвинуть на передний план людей труда, создающих материальные ценности. Но сегодня государство проблемой озабочено больше, чем бизнес. Как ни странно, но бизнес-структуры, более всего страдающие от дефицита квалифицированной рабочей силы, ничего или почти ничего не делают для улучшения качества подготовки будущих рабочих. Казалось бы, они должны быть в первую очередь заинтересованы, чтобы взамен разрушенного советского института базовых предприятий создать новую систему подготовки трудовых резервов, но ничего подобного нет и в помине. Сегодня бизнес предпочитает, чтобы кадры для него готовили за счёт бюджета,' не желая брать в расчёт, что возможности областного бюджета, на который "посажена" региональная система профтехобразования, крайне ограниченные.
В итоге мы имеем буквально единичные примеры более-менее продуктивного сотрудничества производственных предприятий с учреждениями профобразования. К ним можно отнести деловые связи Клин-цовского автокранового завода и местного профлицея №24. Областной департамент образования в качестве ещё одного примера приводит сотрудничество БМЗ и профессионального лицея имени Героя Советского Союза Афанасьева. Но мои помощники, накануне побывавшие в большинстве учреждений профобразования, обнаружили, что и наш индустриальный флагман в подготовке рабочих предпочитает обходиться очень малой кровью. Вот фрагмент справки по итогам проверки профлицея имени Афанасьева: "Материальная база учебного учреждения -среднего уровня. Требуют ремонта водопровод и отопительная система. Из-за высокой степени износа систем в зимний период 2010-2011 годов было 7 аварий. Недостаточно укомплектован инвентарём спортзал...".
А вот какое положение дел в третьем Брянском профессиональном училище, у которого также заключе-
ны договоры о социальном партнёрстве по вопросам прохождения производственной практики VI трудоустройства выпускников с Бежицким стальзаводом, с Брянскими заводами - электромеханическим и строительных конструкций: " Материальная база училища на низком уровне. Ремонт требуется учебному корпусу, мастерским, общежитию, столовой, кровля течёт на всех объектах, территория не имеет ограждения, не-благоустроена. Необходим капремонт системы водопровода, канализации, замена сантехнического оборудования в учебном корпусе, общежитии, столовой... Возникает вопрос, кому нужны договора о социальном партнёрстве, если предприятия, выступающие стороной в этих договорах, не могут в складчину хотя бы огородить училищную территорию или залатать дыры на асфальте? Проверка ещё одного Брянского профессионального училища № 25, у которого договора заключены с тремя промышленными гигантами - БМЗ, стальзаводом и автозаводом, - даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос. Читаю: "Часть договоров требует обновления в связи с окончанием срока действия. Трудоустраиваются выпускники большей частью самостоятельно".
Руководители предприятий, входящих в холдинги, жалуются, что даже вопрос стоимостью всего 10-15 тысяч рублей приходится согласовывать в головных офисах. Значит, как нам представляется, им не удаётся доносить до своего вышестоящего руководства всю степень тревоги о грядущих кадровых испытаниях, если не катастрофе.
-    Картина, что и говорить, малопривлекательная. Но профессиональный лицей № 9 в неё явно не вписывается.
-    Этот лицей пример того, как всё же можно разбудить предприятия и донести до них необходимость помочь учреждению профобразования. Спасибо руководителям ^предприятий, которые откликнулись на нашу просьбу укрепить материальную базу лицея. Но это только одно учреждение из трёх десятков в области. А когда до остальных дойдут руки соци-ально-отвественного бизнеса, который, если говорить начистоту, может называться таковым только тогда, когда будет проявлять заботу о рабочей смене без подсказки власти?
Всем известна поэтическая строка: " Я б в рабочие пошёл, пусть меня научат". Однако скоро в наших профучреждениях учить будет некому: большая часть преподавателей -люди пенсионного и предпенсионного возрастов. Тут нет ничего удивительного: и воспитанникам училищ, и их наставникам платят "копейки". И здесь предприятия хотя бы этот сук не рубили, я имею ввиду установление бизнесом доплат преподавателям. Уж никто не обеднеет от этих расходов.
-Вы постоянно твердите о том, что в нашей области слишком велика доля неэффективных расходов. В профобразовании она тоже велика. Что же должно стать ответом на этот вызов?
-    Им должна стать оптимизация учреждений профобразования. Но продуманная, толковая, с макси-
мальным финансово-экономическим эффектом. В прошлом году, насколько я знаю, было объединено пять учреждений, в этом году в планах объединить ещё столько же. Дальнейшая оптимизация напрашивается: почти во всех учреждениях, где накануне побывали мои помощники, зафиксирован внушительный разрыв между количеством обучающихся и тем, сколько человек учреждение могло бы обучать. Но повторяю: как и при школьной оптимизации, надо находить золотую середину, которая бы вела к ощутимым и логичным результатам. Объединять, скажем, Климов-ское и Злынковское профучилища, чтобы сократить двух-трёх бухгалтеров - кому нужна такая оптимизация?!
Или такой факт. В прошлом году в Карачеве было ликвидировано профучилище №21. Его оборудование, переданное после ликвидации Бело-бережскому профучилищу №16, с января хранится под открытым небом, места в помещении для него не нашлось. В то же время здесь обучается всего 214 человек, хотя училище рассчитано на 600 учащихся.
На мой взгляд, оптимизировать надо и количество заместителей у директоров учреждений профобразования. Их во многих местах по 3, 4, а то и пять. Только, кажется, в Рогне-динском училище всего один заместитель у директора.
Вообще же, от руководителей учреждений зависит очень много. Я понимаю, насколько всем им трудно, как сильно давит дефицит финансов. Мы будем им помогать, но и они не должны уповать только на бюджетную поддержку. Надо проявлять инициативу, разворотливость, им предоставлены права для зарабатывания средств. В каком-то брянском училище за плату стали готовить по ускоренной программе барменов. Ну что ж, есть желающие платить за науку разливать - надо идти навстречу. Но при этом не забывать, что это - не главное. Бармены нашу жизнь вряд ли сильно улучшат. Если улучшат вообще.
До 1 сентября поручено департаментам образования и экономического развития подготовить программу дальнейшей оптимизации учреждений профобразования и повышения эффективности обучения рабочих кадров.
Президент говорил в Лыткарино и о таком рычаге повышения престижности рабочих профессий, как использование общественного мнения. Нам надо чаще чествовать рабочих, рабочие династии, шире освещать эти церемонии, конкурсы профессионального мастерства. У нас в области их, оказывается, проводится десяток в год, наши рабочие выступают, и иногда успешно, на российской арене, но скажите, много ли мы о них знаем? Вокруг всевозможных конкурсов красоток шума и треска всегда намного больше. Никто не против, чтобы красота прославлялась. Но сейчас вопрос стоит о хлебе насущном, о том, кто и как в ближайшие годы будет создавать материальную основу нашего благосостояния.
У друзей: Как запретить доступ нерадивым пользователям на блог?
Взял интервью Виктор Исаев.

Категория: Лица района | Добавил: witkom (01.06.2011)
Просмотров: 822
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш Карачев Информационный сайт о Карачеве и Брянском регионе. Газета Заря Карачевского района Брянской обл.
Карачев фото, видео, история, справочная. Сайт открыт 15.02.2009.