Главная » Статьи » История Карачева » История |
Он пришел к нам в редакцию, принес на нескольких листах четким почерком написанные воспоминания о некоторых эпизодах своего боевого пути. Это в основном об участии в боях на знаменитой Курско - Орловской дуге. Николай Васильевич Петреев один из тех, перед кем мы сегодня склоняем головы в знак глубочайшего уважения их заслуг перед Родиной и всем миром, освободивших человечество от коричневой чумы. Родиля в Рогнедино, в Жуковском районе учился, получил аттестат о среднем образовании. Был призван в Красную Армию, когда ему только исполнилось восемнадцать лет. Попал в Борисоглебское авиационное училище. В начале Великой Отечественной войны их, двадцатилетних курсантов, присвоив сержантские звания, выпустили досрочно.Почти с первого дня войны сражался пилотом в 98 отдельном кор-ректировочно - разведывательном авиационном полку.Вот его рассказ. Тяжелое это было для страны время.Немцы рвались к Москве, а мы, новоиспеченные пилоты, - в бой.Однако не хватало самолетов, и мы зачастую были без дела. Хотя и находились в действующем полку. Чтобы совсем не разучились летать, раза три в месяц поднимались в воздух. В кабине самолета вместе с инструктором отрабатывали фигуры пилотажа. Техника устаревшая, тихоходная. Но мы и ей были рады. Лишь бы подняться в воздух и летать. Правда, не обходилось и без казусов. Хорошо помню, как взлетел один, без инструктора. Зима. «Отходил» положенное время, получил при¬каз возвращаться на землю. Подлетел к аэродрому, стал снижаться. Самолет задрожал - я понял: что - то не то. Глянул внизгпосадочный знак буквой «П» завернут - на нем нет правой полоски. Конечно, нетрудно было догадаться: у моего самолета отказала правая лыжа. Сперва вроде бы и покрылся холодным потом от неожиданного оборота дела, потом взял себя в руки. Делал попытки выпустить лыжу, однако безрезультатно. Решил рисковать - садиться. Конечно, первая мысль была не о себе, как спасти самолет. Снижаюсь, машина коснулась земли. Снял газ, машина сильно накренившись, тихо поползла, вздрогнула всем телом и замерла. Ну, как говорится, слава богухамо-лет в сохранности, и сам невредим. Задень правой лыжей снег, машина начала бы делать сальто...Подбежали однополчане, я вылез из каби¬ны. Не знаю, какое у меня было лицо от радости. Начали меня качать. Короче, все обошлось как нельзя лучше. Все это было прелюдией к тем событиям, в которых потом пришлось участвовать нам, двадцатилетним. Стало больше самолетов как отечественных, так и зарубежных прибывать. В Иваново мы получили английские «Урага-ны». Старенькие, уже полетавшие в небе Африки. Скорость 300 миль в час, на наши километры - 480. Машина - не подарок. Во врмя полета происходил отлив горючего от карбюратора, и мотор ча¬стенько глох в воздухе. И некоторые отечественные самолеты тоже имели недостатки. Скажем, для СУ - 2 требовалось не обычное, а касторовое масло, которое было трудно достать в годы войны. В 1943 году, в начале лета,наш отдельный корректировочно - разведыватльный полк бросили на Центральный фронт, в распоряжение командующего артиллерией. К тому времени наши летчики прошли хорошую подготовку по корректированию и разведке под Москвой. А у немцев для этой цели был известный самолет, прозванный нашими наземными войсками «рамой». Досаждал он нам страшно. Плывет себе в небе, на сравнительно большой высоте, действует на нервы. Наш полк к началу сражения на Курско - Орловской дуге получил вместо морально износившихся «СУ - 2» более современные «ИЛ - 2» и «ЯК» почти всех модификаций. На первых порах, правда, смоле-ты этих марок мы получали из мастерских после ремонта.Однако, несмотря на это, пилоты полка и на таких машинах умело вели сложную авиаци-онную разведку, корректиро¬вание огня, фотографирование местности с любых высот. К началу оборонительного сражения все штабы артиллерии армий главного направления были обеспечены картами с подробными дешифрованными данными. На картах было обозначено расположение дотов, командных пунктов, артбатарей, пулеметных гнезд, скопление танков, складов боеприпасов, даже траншейных ходов...Полк имел свою фотолабораторию, а лаборанты трудились, что называется, в поте лица, круглосуточно. Отпечатанные снимки наклеивались на картон. Картон сворачивался в рулон и само¬летом «У - 2» отправлялся в штаб фрронта.И мне не раз приходилось доставлять их. Без преувеличения скажу, что это были опасные полеты. За такими самолетами немцы охотились. А что значит не доставить разведданные в штаб фронта? Пришлось как - то «везти» начальника штаба полка и дешифровщика. Взлетели и «по¬шли», как обычно, на бреющем полете, по оврагам, по склонам. Благо, их на Орловщине много. Летишь - только что не задеваешь крыльями склоны. Прибыли в штаб фронта благополучно. Вздохнули с облегчением. Майор вернулся вскоре, по - прежнему с охапкой карт. Снова взлетаем. Ночь, темень.Трудно выдержать курс: мешает Курская магнитная аномалия. Все было хорошо, пока не оказались под станцией Змеевка. Рядом Глазуновка - все это хорошо укрепленный немцами район. Вот тут и удари-ли по нам их зенитки. Уж и не знаю, как мы оказались в живых. Потом, на аэродроме, в теле самолета насчитал несколько пробоин. Тут же, над Змеевкой, и был сбит экипаж в составе Алексея Соколова и Ивана Рахманинова (вечная им слава). Только за июнь полк потерял три боевые воздушные машины и шестерых летчикор. Двое из них, Д. Усенко и В. Мурашко, попали в плен. Бежали к пар¬тизанам, вернулись «На боль шую землю». После спецпроверки в лагерях г.Подольска опять стали воевать в родполку. Наш аэродром располагался в городе Фатежь, что в Курски области. Был заминирован, и если бы враг начал его обстрел, то нам не позл ровилось бы. В начале па перебазировался на ном аэродром, в деревню Погоди но, в 17 километрах от город Севска. С него летали д корректировки огня нашей артиллерии по немецким батареям, обстреливающим переправу через реку Сев. К тому времени, как я -говорил, мы поднимались в небо на «Яках». Каждый самолет на вооружении имел два спаренных пулемета и 20 - ти миллиметровую пушку. Для разведчика это неплхо. Трудной была для наших войск переправа через Сем Беспрерывный артобстрел немцами не давал ходу танкам и пехоте. Командующий 65 армией вызвал для ксг е тировки огня наших батарей но вражеской артиллерии самолет. Для обеспечения его работы подняли в вен экипажи мой и Вити Гуляева. Гляжу на корректировке не спускаю глаз. Небо ЧИСТ: г воздух прозрачный. Пропиле не более десяти минут, как вдруг заметил, что на нал корректировщик коршун ринулись аж четыре немецких истребителя. На них рве: мы с Гуляевым. Нажим_-гашетку - самолет задрс-Вижу, трассирующие очереди впились в один из вражсамолетов: попал. Другой самолет был подбит МОИУ парником. Успокоились, увидели наш корректирее целым и невредимым, е мцев, «утекающих» от нас Короче, в тот период потери противника были нашей артиллерие В тот же день танки и те после боя вступили в Севск А 12 июля началось контрнаступление Красной Арми: Орловском направлении Успех в сражении на Орловско - Курской дуге был обеспечен усилиями всех родов войск. Н.ПЕТРЕЕВ, гвардии капитан в отставке, бывший командир авиазвена. Прошу гонорар за стать» перевести на счет Дома ребенка. | |
Категория: История | Добавил: witkom (24.03.2009) | |
Просмотров: 1600 |
Всего комментариев: 0 | |