Главная » Статьи » История Карачева » История |
СОБОР МИХАИЛА АРХАНГЕЛА Расположен на правом берегу р. Снежеть, посреди небольшой площади в южной части города, на территории древнего городища 12-17 вв.; возвышается над окружающей застройкой. В нач. 17 в. здесь стоял деревянный собор Архангела Михаила, в 1-й трети 18 в. замененный каменным (известным по документам с 1745 г.). В кон. 18 - нач. 19 в. произведен ряд перестроек, коснувшихся в основном боковых приделов (в 1786 г. устроен придел Страстной Богоматери, в 1809 г. -придел Дмитрия Ростовского), и построена колокольня. В 1844—48 гг. карачев-ским купцом Н. Бочаровым возведена нынешняя трапезная с приделом Богоматери Взыскания погибших, а в 1848 г. церковным старостой К. Писковитиным - придел Георгия. В 1900 г. при капитальном ремонте здание получило новую отделку, иконостасы в древних приделах и деревянную звонницу вместо разобранной колокольни. Один из интереснейших храмов петровской эпохи на Брянщине, выполненный в стиле барокко. Кирпичное и оштукатуренное здание типа восьмерик на четверике первоначально имело своеобразное центрическое, четырехлепестковое в плане построение. Сохранилась основная часть этой композиции, статичная и несколько тяжеловесная. Невысокий массивный четверик несет широкий восьмерик с окнами в нижней части и пологим куполом, увенчанным стройной главкой на граненой шейке. С трех сторон к четверику примыкают крупные закругленные объемы боковых приделов и алтаря. Они оставляют углы четверика открытыми и в то же время высокими выпуклыми кровлями закрывают его карнизы и даже низ восьмерика. Впечатление тяжеловесности усиливает обширная трапезная, над входом в которую поставлена маленькая деревянная звонница. К первоначальному убранству здания можно отнести лишь пучки из трех полуколонок на углах четверика и простой цокольный пояс. В целом в оформлении фасадов преобладают классицистические формы, сильно огрубленные поздней штукатурной отделкой: профилированные рамочные наличники окон и ниш с лучковыми перемычками, кан-нелированные пилястры на углах восьмерика и арочные окна в его гранях с круглыми ложными проемами над ними. Необычны лишь верхние полукруглые окна и ниши у боковых приделов, в широком поясе между карнизными тягами. В центре закруглений приделов между пилястрами расположены широкие прямоугольные порталы. Основой декора трапезной является мотив тройных арок: средняя обрамляет оконный проем, а боковые ложные. В интерьере основное помещение храма имеет трехступенчатые тромпы при переходе к восьмерику и граненый сомкнутый свод. Оно объединено широкими арками с боковыми приделами и тремя узкими проемами с алтарем, которые перекрыты коробовыми сводами с конхами и распалубками над проемами. Два столба в центре трапезной поддерживают по две арки, ориентированные по линии восток-запад, на которые опираются коробовые своды трех продольных нефов (крайние нефы в западных торцах имеют лотки). Обособленный внутри нее нижний ярус колокольни с толстыми стенами и коробовым сводом служил входной папертью. Живопись на своде и стенах выполнена клеевыми красками в сер. 19 в., в 1900 г. поновлена, а композиции в алтаре и боковых приделах полностью переписаны. Характерное произведение в духе классицизма. Цветовая гамма выдержана в теплых охристых, приглушенных красных и голубых тонах. Иконографическая программа росписей центрального объема включает как традиционные композиции — "Новозаветная Троица" в окружении архангелов (на своде), "Проповеди Христа" (на северной и южной стене) и "Вознесение" (на западной стене), - так и довольно редкие изображения апостолов между окнами второго света. Значительное место занимает гризайльный архитектурно-живописный декор. С большим мастерством написаны стилизованные растительные завитки, обрамляющие сцены верхнего яруса, и балюстрада в основании свода. Росписи на евангельские темы в апсиде и боковых приделах исполнены в позднеакадемической манере, в холодных цветовых сочетаниях. Четырехъярусный иконостас кон. 18 в. - незаурядный памятник периода раннего классицизма в Брянской обл., отличающийся ясной конструкцией и соразмерностью отдельных частей; в настоящее время имеет серьезные утраты. На белом фоне ярко выделяется позолоченная резьба, придающая сооружению торжественно-приподнятый характер. Царские врата и большинство икон (сер. 19 в., в местном ряду кон. 19 в.) утрачены. Два ббльших по размеру нижних яруса заходят на прилегающие боковые стены, над центральной частью расположены верхние ярусы, которые заканчивались полукруглой иконой "Новозаветная Троица" и треугольным фронтоном, увенчанным иконой "Вознесение" (не сохр.). Переход от нижних ярусов к верхним осуществлен с помощью волют плавного, мягкого рисунка. Строгие очертания иконостаса, смягченные богатым резным декором, дополнялись раскрашенными изображениями трубящих ангелов над боковыми крыльями, (не сохр.). Центр иконостаса акцентирован большой полукруглой композицией "Тайная вечеря" над царскими вратами, обрамлением которой служит кессонированная арка. Ярусы разделены раскрепованными карнизами большого выноса с модульонами. Основные конструктивно-декоративные элементы иконостаса расположены по четко выдержанному ордерному принципу: круглые колонны в двух нижних ярусах (в первом раскрашенные под мрамор), полуколонны в третьем и пилястры в четвертом ярусе. Колонны с композитными капителями и каннелированной нижней частью. Интересной особенностью являлся деи-сусный чин, занимающий не один, как обычно, а два (второй и третий) яруса. В интерьере фрагментарно сохранились паникадило и клиросные решетки 19 в.Год постройки: 18-19 вв. Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. М. Наука 1997 Область/Город: Брянская область Район: Карачевский р-н Расположение: Карачев, пл. Карла Маркса. | |
Категория: История | Добавил: witkom (12.02.2009) | |
Просмотров: 3898 |
Всего комментариев: 0 | |