Значительное количество дел, рассматривавшихся в 1938 г., 6ыло связано с выходцами из соседних с Советским Союзом государств. Стандартными обвинениями были антисоветская пропаганда, хваление порядков в этих буржуазных странах, иногда — шпионаж в пользу иностранных государств.
|
В первые месяцы 1938 г. еще встречались отдельные «расстрельные» дела по сфальсифицированным обвинениям. Такое наказание например, получил житель с. Лопушь Выгоничского района К.Г.Лыков зав. пунктом «Заготлён». Как добросовестный работник и порядочный человек, он пользовался авторитетом среди односельчан, избравших, в ревизионную комиссию колхоза.
|
Последнюю декаду декабря 1937 г. «тройка» по Орловской области работала особенно интенсивно, осудив свыше 3,7 тыс. человек, из них свыше 900 — к высшей мере.
|
Председательская должность в колхозах того времени была не только беспокойной, но и опасной. Легко было в чем-то не угодить начальству, легко было нажить недоброжелателей среди колхозников, а хозяйственные трудности всегда могли стать поводом для обвинения во вредительстве.
|
Уроженец д. Черный Ручей (Гордеевский район) С.К.Каргач был организатором и председателем колхоза, пользовался уважением односельчан, а в 1937 г. «выдал зерно нового урожая в первую очередь колхозникам; потом стал выполнять госпоставки»
|
Жизненные судьбы многих священнослужителей оборвались в конце 1937 г. Даже отказ от религиозной действительности не всегда спасал. Бывшие священники Ф.Е.Торлин (позже врач в г. Новозыбкове), С.И.Чаусов из г. Трубчевска (перед арестом, сцепщик в транспортном цехе завода «Красный Профинтерн»), В.В Ставропольский из с. Кабаличи Брянского района, занимавшийся извозом на собственной лошади, также были расстреляны.
|
Усилились репрессии и против протестантских сект. Из 12 колхозников с. Перелазы Красногорского района, обвиненных в участиях в контрреволюционной группе евангелистов, семь человек были расстреляны, остальные осуждены на десять лет, хотя из их числа явое вышли из секты еще десять лет назад, а один вообще в нее не вступал.
|
В ноябре в селе Ляличи Суражского района 17 колхозников оказались вовлечены в "контрреволюционную" повстанческую организацию», само название которой не предпринимает ничего доброго для этих людей: 15 из них были расстреляны лишь двое получили по десять лет лагерей. Семеро репрессированных носили одну и ту же фамилию — Бондаревские.
|
Одним из районов, где количество «выявленных» организаций и групп было особенно велико, являлся Дятьковский. Из проходивших по делу «контрреволюционной террористической эсеровской организации» десять человек были уроженцами и жителями поселков Ивот и Старь, где большинство работало на местных стеклозаводах, а еще трое жили в Дятькове и Любохне.
|
В конце сентября 1937 г. Западная область была разукрупнена, а территория Брянщины оказалась в Орловской области. Естественно, руководители новой области стремились активно проявить свою бдительность и непримиримость к врагам.
| |